Можно считать строку Стоял июль, а может, март примером временнОй неопределенности лишь до тех пор, пока мы не вспомним, что за ней следует Летели с юга птицы. Так что март, господа, март (тем более что далее у Высоцкого прямо сказано - Стоял весенний месяц март, / Летели с юга птицы). А вот откуда взялся июль и что может означать сезонная невнятица в словах рассказчика, - вопрос, на который надо искать ответ. Не для того, чтоб определить время, когда произошла эта история, а чтобы пополнить свое представление о смысловом поле текста еще один нюансом. Июль возник неслучайно, он несет некий авторский смысл и авторскую же эмоцию. Изучая эту деталь в контексте, мы их и пытаемся обнаружить.
Родился я в тыща каком-то году - еще один пример хронологической неопределенности, которая несет вполне определенный смысл в тексте: давно родился этот попугай, так давно, что сам уже не помнит, когда. И, соответственно, много чего видел на своем веку...
Чтобы понять смысл некоторых ключевых эпизодов в текстах Высоцкого, действительно надо знать реалии жизни в советской стране (подобных фрагментов, впрочем, очень немного). А без этого они могут показаться неопределенными. Как, например, фраза героя “Разведки боем” Кажется, чего-то удостоен, награжден... Современникам Высоцкого ясно, что персонаж рассказывает, как за свой подвиг он был “удостоен звания Героя Советского Союза и награжден медалью Золотая Звезда”. Таков был один из официальных речевых штампов, почему он и взят здесь в кавычки. С прояснением этой детали вот какой смысловой нюанс мы получаем для песни “Разведка боем”. Несмотря на то, что говорит “кажется”, герой прекрасно знает, чем отмечен его подвиг (он точно воспроизводит ключевые слова названной официозной формулы, по которой вся она и стоящий за ней смысл без труда и восстанавливается). Но и высшая официальная награда не идет для него ни в какое сравнение с человеческой жизнью.
Имя человека, его уход из жизни (Где Борисов? Где Леонов? И парнишка затих...) не блекнут и в лучах сияния Звезды Героя. А вот высшая государственная награда в присутствии смерти реального человека теряет всю свою определенность, отсюда и кажется, с которого герой начинает говорить о своем награждении. Впрочем, это смыслоемкий момент, и предложенное объяснение далеко не исчерпывает всех его смыслов.
И, наконец, про придурка и вора из “Очей черных” - единственный пример, который А. Скобелев разобрал подробно. Я с огромным удовольствием читала всё написанное им по этому поводу - с таким блеском и азартом проведен анализ треугольника образов придурок - нож - скатерть
[148*]. Смысловая пара придурок+нож ассоциируется с непредсказуемой опасностью, бессмысленной и беспощадной, а скатерть+нож - с бытовым антуражем и суевериями (нож на стол под скатерть клали в качестве оберега от злых гостей, «нечистой силы»), а еще они - необходимые инструменты для добычи цветка папоротника, который добывается тайком. Пара придурок+нож вызывает многочисленные литературные ассоциации, а смутный разговор может относиться к предстоящей гражданской смуте
[149]. “И почему бы нам тогда не рассматривать пресловутый нож одновременно как «угрозу фраерку» и как приглашение в сообщники?”
[150*], - заканчивает А. Скобелев. Вот именно: приглашение в сообщники под угрозой! А почему нет?
Всё сказанное позволяет уточнить смыслы, которые придурок и вор несет с собой в сюжет песни Высоцкого “Очи черные”. Вот только с одним утверждением А. Скобелева нельзя согласиться - что насчет местоположения скатерти “фантазий, интерпретаций и предположений может быть великое множество”
[151*]. Не может. Он запамятовал, что скатертей в этом сюжете - две. Одна из них, та, что из знаменитого романса “Очи черные”, известно где расположена - на столе, потому что это кабацкий сюжет:
Скатерть белая залита вином,
Все цыгане спят беспробудным сном.
Лишь один не спит, пьет шампанское
За любовь свою, за цыганскую...
И отсылок к этому тексту в сюжете Высоцкого - не только упоминание двух ключевых образов:
Может, спел про вас
Неумело я,
Очи черные,
Скатерть белая...
ВВ еще и про кабак поминает, и про вино:
В дом заходишь, как
Все равно в кабак...
Кто хозяином здесь? - напоил бы вином...
Все эти множественные аллюзии на классический сюжет и ограничивают свободу наших фантазий насчет расположения скатерти в сюжете Высоцкого. На столе она лежит, на столе
[152]. Вот еще один пример того, как система образов, художественное целое текста направляет наше додумывание, которое является непременной составляющей общения публики с произведением искусства. Потому что произведение искусства - это всегда не только ино-сказанное, но и недо-сказанное послание автора. По той же причине додумывание - непременная составляющая анализа произведения. Разумеется, в этом случае оно не должно быть вольным фантазированием, игнорирующим художественное целое, контекст.
В любом произведении искусства контекст играет огромную роль, а уж тем более в такой высокоорганизованной системе, как большинство песенных и многие стихотворные тексты Высоцкого, как весь его удивительный художественный мир. Таков уж наш предмет, где все взаимопроникнуто и взаимовыражено
[153].
* * *
И если кто-то снова вдруг проникнуть попытается
В Страну Чудес волшебную в красивом добром сне,
Тот даже то, что кажется, что только представляется,
Найдет в своей загадочной и сказочной стране.
Высоцкий напоминает: у каждого эта страна своя, всяк понимает на свой лад. Но автор все-таки ставит пределы нашим фантазиям-блужданиям, направляет их: чтоб ног не поломали, чтоб шею не свернули. Или, может, просто хочет быть не только многообразно, но и верно понятым. То есть: и так, и эдак, но не по-всякому.
Ну и последнее: хочется мне,
Чтобы всегда меня вы узнавали...
Мы узнаём мир песен Высоцкого - каждый по-своему, для себя и, может, немножко - для других. Узнаём в нем свои мысли и чувства, собственное ощущение мира и себя в этом мире. А еще пытаемся уловить, что хотел сказать нам своими песнями Владимир Высоцкий. Ведь он выразил в них не только нас, но и себя...
Январь 2008
Так заканчивается глава про эстетическую неопределенность, а с нею и книжка “Вы вдумайтесь в простые эти строки...”. А у нас с вами впереди еще одна часть публикации, в которой раскроем некоторые завуалированные смыслы. Так что :) -
(Далi буде)_________________________
[148*] Скобелев А. “Много неясного в странной стране...” С. 17.
[149] У меня такое же впечатление. См. в первой книге этой серии:
“Дом в этой истории в числе персонажей, и он автономен. <...> народу там, оказывается, немало, и разговоры говорят, и музыка играет. А дом тем не менее притих - может, слушает, что происходит внутри? Там, кажется, вновь затевается какая-то смута. Ведь мне тайком из-под скатерти нож показал - это припадочный малый зовет героя в сообщники” (Томенчук Л. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. - Днепропетровск, 2003. С. 160-161).
[150*] Скобелев А. “Много неясного в странной стране...” С. 17.
[151*] Там же. С. 16.
[152] Что привносит этот нюанс (не просто скатерть, а скатерть на столе) в смысловое поле текста “Очей черных” Высоцкого - другой вопрос, который мы здесь не рассматриваем. Хотя, например, можно обратить внимание на упомянутое А. Скобелевым суеверие - класть нож под скатерть на столе...
[153] Чтоб не быть обвиненной в плагиате, признаюсь: последняя фраза похищена из книги А. Скобелева и С. Шаулова “Владимир Высоцкий: мир и слово” (Уфа, 2001. С. 60).