* * *
Впервые статья С.Шаулова была опубликована в издании "Вестник ВЭГУ: Научный журнал" (№ 25/26. Филология. - Уфа: Восточный университет, 2005). Затем - как глава в его книге "Паралипомены к книге «Мир и слово»" (Уфа, 2006). Книга есть в интернете (
http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/Paral%20Schaulov%202006.htm), мы и будем обсуждать текст статьи, как он дан в этой публикации.
Из названия - "Барочно-герметический подтекст стихотворения В.С.Высоцкого «Белое безмолвие»" - ясно, что автора интересуют в первую очередь историко-литературные параллели. Нас же в его статье будет интересовать исключительно то, что в ней связано с текстом песни Высоцкого "Белое безмолвие".
В статье две части. Первая посвящена описанию особенностей текста Высоцкого, его образов и мотивов. Во второй на основе этого описания и параллелей с произведениями предшественников дано толкование "Белого безмолвия".
В сказанном Шауловым об основных свойствах "Белого безмолвия" есть, с одной стороны, очевидное и обоснованное, с другой - не обоснованное автором, а также противоречащее тексту Высоцкого.
Что имеем в позитиве?
Действительно, "Белое безмолвие" - символический текст. Я бы не сказала, что он тёмный, как считает Шаулов, но смысл не всех символов сразу понятен, его нужно искать.
Важной особенностью текста является и отмеченное в статье отсутствие пространственной изобразительности: Высоцкий не описывает пейзаж. Движение "по высокой волне" лишено физического ощущения: в тексте отсутствуют глаголы движения людей, нет образов дороги, тропы, рельефа. Согласна: отсутствуют, и да - этих образов в тексте нет. Заметим, впрочем, что дорога, тропа и не обязательны, ведь, как справедливо указывает автор статьи, Север здесь пустынен.
Шаулов называет еще одно, очень важное и к тому же неочевидное свойство "Белого безмолвия". Обычно мотив свободы у Высоцкого появляется в паре с мотивом несвободы, а в этом тексте есть лишь мотив свободы. Впрочем, это утверждение, на мой взгляд, верно лишь отчасти. Персонажи не вырываются на свободу из земного "здесь" - они просто уходят по высокой волне, и в этом смысле мотива несвободы нет. Но он есть в другом аспекте: герои не свободны от особенностей, присущих экстриму в мире Высоцкого (жестко полярная, плоскостная картина мира, что обедняет ощущение жизни и тяготит их), они хотят избавиться от экстрима.
Много длиннее список негатива - тезисов статьи, вызывающих сомнение или противоречащих тексту Высоцкого. С этим и будем разбираться в наших заметках.
* * *
Пространство. "Здесь" и "там"
Первой рассмотрим группу общих заявлений Шаулова о пространственном устройстве текста:
1) герои "Белого безмолвия" движутся из внутреннего пространства во внешнее;
2) тема текста - выход из материковой обыденности в идеальную страну, символом которой является Север;
3) речь идет о пространстве Ледовитого океана, покрытом льдом и снегами, и о "черной полоске земли", существующей лишь в воображении путников.
Для всех трех тезисов камнем преткновения является образ черной полоски земли, в его присутствии и возникают вопросы и сомнения.
Называя исходную и конечную точки путешествия героев внутренним и внешним пространствами, автор статьи тем самым утверждает, что главное - различия между ними. Это противоречит восприятию персонажей, так как для них важна не только разница ("снег без грязи", отсутствие воронья и пр.), но и родство: "здесь", откуда люди ушли, и "там", куда они стремятся, оба эти пространства - суша, земля. Это оттеняется тем, что из "здесь" в "там" их путь пролегает в другой стихии - по воде, сперва открытой, потом замерзшей.
Родство "здесь" и "там" - не моя фантазия, а очевидный факт текста Высоцкого. И он подчеркивает другое вполне очевидное его свойство: пространственное устройство "Белого безмолвия" горизонтально.
(Далi буде
https://about-visotsky.livejournal.com/165288.html)