Текст и песня… В начале 80-х годов вышел первый сборник стихов Высоцкого “Нерв” - тогда впервые и заговорили о том, что его песенные тексты неотделимы от авторского голоса: слова песен ВВ
“так органично слиты с исполнением, что отделить одно от другого тут очень трудно - в обыденной жизни попросту и не нужно”
[23*].Едва ли не общепринятым стало
(
Read more... )
А вот насчет третьей, центральной пары давайте уточнять.
Во-первых, не охотники, а загонщики. Противостоящая волкам сила - не двучлен (люди + псы), а тричлен: охотники + загонщики + псы. У двух групп людей разные функции, разное местоположение, и не только на местности, но и в тексте: они абсолютно разделены, - охотники появляются только в куплетах, а загонщики точно так же исключительно в припеве, этих границ они не переходят (кстати! - точная параллель волкам).
И во-вторых: пара "загонщики и псы" составляют точно такую же яму (и по направлению движения тоже), как и волки, матерые и щенки, из предыдущей строки. Так что не согласна не только что они - в центре, но и что внизу.
Если эти два замечания верны, то картина должна получиться несколько иная. Если Вы согласны с ними, тогда давайте разберемся с картиной.
Да, и еще не согласна, что кровь на снегу вместе с флажками образует ограду-границу территории. По логике этой охоты кровь покрывает арену бойни.
Кстати! - как только что увидела, мне не случайно пришло на ум слово "арена", ведь присутствие елей и названные Вами и мной три ямы-кратера преобразуют поле-поляну бойни в цирковую арену...
Второй из отмеченных моментов еще более усиливает интерес к первому, подчеркивает важность этой детали. Почему две группы людей так распределены по месту в сюжете, понятно из их охотничьих функций. А вот почему они так расположены по тексту, - вопрос.
Reply
Reply
Reply
== Во-первых, не охотники, а загонщики ==
Да, верно, я оговорился, а это существенная разница. Загонщики.
== И во-вторых: пара "загонщики и псы" составляют точно такую же яму (и по направлению движения тоже), как и волки, матерые и щенки, из предыдущей строки ==
Этого не понял. Почему? Потому что люди выше собак?
Reply
Reply
"Кровь на снегу и пятна красные флажков". Здесь важно, что фактически один и тот же образ - красные пятна - дан в совершенно определённых, без вариантов, разных плоскостях: пятна флажков висят вертикально и на расстоянии от земли/снега, пятна крови "лежат" на снегу. Тоже - чёткий перепад от вертикали к горизонтали, вниз и вглубь припева, только с другой стороны.
Возможно, что-то подобное есть и в паре "загонщики и псы", но я не вижу ничего, кроме естественной разницы в росте между человеком и собакой. И значит, считать эту пару ещё одним значимым проявлением вертикально-горизонтального сдвига не могу.
Касательно ям и кратеров. Сам по себе переход из вертикали в горизонталь, изображённый одной образной парой, не может образовывать яму, - для ямы, по крайней мере в линейной её интерпретации, нужна ещё одна пара, симметричная. Здесь такими двумя парами и являются перечисленные две, они и образуют "яму" этого припева. В этой яме оказывается третья, центральная по дислокации в тексте, пара - загонщики и псы.
Это ещё не всё, потому что смысловая нагрузка двух крайних, вертикально-горизонтальных паp ещё плотнее, насыщеннее, чем описано выше. Во-первых, в более формальном, "геометрическом" отношении: флажки вывешивают примерно на уровне глаз взрослого волка, значит, две крайние, вертикальные метки "ямы" припева - матёрые и флажки - одинаковой высоты. :) Во-вторых, в более содержательном отношении: матёрые в немалой степени виновны в том, что страдают, гибнут щенки - ведь это от них, от взрослых, всосано "нельзя"; точно так же - симметрично, на другом полюсе "ямы", флажки - в немалой степени причина крови на снегу.
Reply
Очень точно! Но вот Ваша последующая расстановка акцентов -
== В паре "матёрые и щенки" не столько разница в росте/размере значима, сколько ==
на мой взгляд, сильно преуменьшает значение для припева обнаруженного Вами смысла “ямы” - движения от края сверху вниз к центру:
== Впечатление ямы создано симметричным перепадом в направлении: на полюсах - матёрые (взрослые, большие) волки <...> ближе к центру - щенки (мелкие, на низких лапах, ещё не оторвавшиеся толком от земли) ==
Важность этого момента уже в том, что он пространственный. А у Высоцкого пространственные образы и мотивы всегда несут ключевые смыслы. Важность этого смысла подчеркивает его повторяемость, которую Вы показали: точно то же повторяется и во второй паре - кровь на снегу и флажки. Я увидела в припеве еще одну так же организованную пару: загонщики и псы. А сейчас - и еще дну, тольно на этот раз - в метафорическом ключе: это пара "крик - лай до рвоты", в которой я ощущаю оценочное понижение от первого образа ко второму (кстати, насколько я понимаю, в описываемой ситуации охоты псы ближе к центру эпизода - волкам, чем загонщики, и если так, то и здесь воплощено то же направление: сверху с края - вниз к центру). Само по себе это могло быть случайным, но повторенное трижды в четырех строках - нет.
Этот обнаруженный Вами смысл, как мне кажется, несет в припев усиление мотива загнанности, безвыходности. А еще, я думаю, это один из косвенных намеков на то, что взгляд этого сюжета направлен на нечто, пребывающее внутри.
== флажки - в немалой степени причина крови на снегу. ==
Нет, текст не дает возможность такого толкования. Недаром герой песни ничем не выделяется из стаи, он такой же, как все (“мы, волчата ... всосали - нельзя за флажки”). Это значит: то, что совершил он, может совершить любой, и если кто так не сделал - это его личная вина. Это личная вина каждого взрослого, выросшего волчонка.
== матёрые в немалой степени виновны в том, что страдают, гибнут щенки - ведь это от них, от взрослых, всосано "нельзя" ==
Совершенно верно. Независимо от того, вырвался или нет повзрослевший волчонок из пут противоестественного родительского воспитания, выправил ли он свою судьбу, вина родителей никуда не девается, она неизбывна.
Тема двойной вины - вины личной и вины других - одна из ключевых у Высоцкого, и он всегда одинаково расставляет акценты: делает упор на личное.
Reply
Нет, я ничего не преуменьшал. Я понимаю, что не было бы первого - формального, пространственного - признака, трудно или невозможно было бы разглядеть или мотивировать второй - смысловой. Возможно, неудачно выразился (не столько... сколько), но это лишь из протеста против чрезмерного увлечения формальными признаками. Для меня формальный признак убедителен, если он подкреплён содержательно-ассоциативными - прямо или косвенно, - если они взаимодействуют без сопротивления.
В данном случае я вижу такое взаимодействие в двух парах и по-прежнему не вижу в третьей. Третья пара - "загонщики - псы" - хоть и создаёт чисто "геометрическое" впечатление перепада в высоте, но не поддерживает ощущение вертикально-горизонтального перехода, а главное, не имеет ничего, что бы поддерживало такой переход содержательно: оба - человек и гончая собака - взрослые, сильные животные, энергичные, крепко стоящие каждый на своих ногах (что с того, что они разной длины и собака на четырёх?) итд. Нету здесь горизонтали.
== пара "крик - лай до рвоты", в которой я ощущаю оценочное понижение от первого образа ко второму ==
Лай до рвоты - гораздо более энергичный, да и шумный, громкий, звук, нежели крик. И слово само по себе - более энергичное. Если в этих категориях говорить, то для меня здесь, наоборот, повышение. Кстати, если принять это, то вот эти две пары (загонщик - пёс, крик - лай до рвоты) как раз и образуют ещё одну яму с симметричным движением - сверху вниз (рост), потом снизу вверх (звук). Но, по-моему, это будет от лукавого, то есть лишнее. :)
== обнаруженный смысл, как мне кажется, несет в припев усиление мотива загнанности, безвыходности ==
Да, есть такой мотив. На его усиление как раз работает созданная текстом припева (а не физической, сюжетной картиной) большая яма: в ней и преследуемые и преследователи. И это тем более для меня убедительно, что крики и лай до рвоты от последних я воспринимаю не только как атрибуты загона, но и как звуки отчаяния и злобы попавших в ловушку гонителей.
Reply
== оба - человек и гончая собака - взрослые, сильные животные, энергичные... ==
Но не равные: собака - в услужении у человека.
Есть ли в паре "крик - лай до рвоты" смысл снижения (имею в виду в оценочном плане: в лае, а тем более до рвоты, больше негатива), - это надо проверять анализом данных мотивов в широком контексте текстов ВВ. А до того это остается моим ощущением, не более.
Крики и лай -
==как звуки отчаяния и злобы попавших в ловушку гонителей ==
никогда с этой стороны не смотрела. Надо подумать, сочетается ли с текстом. Сходу - одно сомнение со стороны реальности. С собаками ясно - они близко к волкам и могут оказаться внутри флажков. А что, загонщики тоже прямо рядом с волками, что их можно представить внутри? Мне казалось, что они заметно дальше, чем собаки...
Reply
Насчёт "попавших в ловушку гонителей" - я не говорю, что это ситуация, изображенная или даже подразумеваемая в сюжете. Я говорю, что это моё восприятие припева, того, как он построен (см. выше). Я думаю, что это метафора всеобщности "западни" - "про нас про всех", и что она в припеве заложена.
Reply
Попавшие в ловушку охотники-загонщики-псы в метафорическом смысле всеобщности западни - да, конечно, это про нас про всех, и этот смысл должен быть в тексте выражен. Но я не уверена, что он выражен именно так для загонщиков-и-псов.
О том, как воплощен в "Охоте" смысл "про нас про всех", в литературе о Высоцком, насколько я знаю, ничего нет. Это неизученная тема. Что очень странно, ведь на ее присутствие сам Высоцкий обратил наше внимание целой песней. Думаю, мы эту тему не замечаем потому, что она выбивается из привычного, ставшего традиционным нашего восприятия этой песни. А привычки менять не хочется - не комфортно, да и понимание, что гонители в той же западне, естественно понижает статус гонимых, а так хочется ощущать свою исключительность. :)
Reply
У нас же есть очевидная возможность - и необходимость, раз хотим копать реалии в песне - сузить поиск.
"Зимняя-охота на волка-с флажками" - вот несомненные составляющие сюжета высоцкой "Охоты", значит, по ним и надо искать.
Ни в одном источнике, релевантном к этому набору, я не нашёл ни слова про собак, - м.б., мне просто не попалось: конечно, я смотрел далеко не всё.
Зато про загонщиков говорится много и подробно. В частности, например, вот это, о чём был один из Ваших вопросов:
"Загонщики заходят во внутрь оклада и начинают «подшумливать» зверя..."
http://prooxoty.ru/oxota/oxota-na-volka/20-oxota-na-volkov-s-flazhkami.html
Reply
Но в том материале, который мне попался, и еще много интересного про охоту на волка с флажками, - не для простого интереса только, а и сталкивающее с текстом высоцкой "Охоты". Рискну дать эти цитаты отдельным постом. Сейчас отформатирую и опубликую.
Reply
Leave a comment