Еще одна давняя тема Форума Высоцкого на Куличках - о спортивных песнях ВВ (
http://ubb.kulichki.com/ubb/Forum53/HTML/000200.html. Цитирую эту дискуссию 2003 года по сохраненной копии страницы).
Кропотов
"Сентиментальный боксер". Почему "мне руку поднял рефери, которой я не бил"? Это ведь не ВВ придумал ради смеха. Как раз в 1960-е в советской школе бокса умение маневрировать на ринге, защищаться стали ценить выше обладания четким акцентированным ударом. Судьи отдавали победы "фехтовальщикам" на ринге, а не тем, кто наносил удар за ударом, как Буткеев. Из-за этого наши боксеры и начали проигрывать кубинцам на олимпиадах: зарубежные судьи продолжали ценить и удары, а не только искусство защиты.
Приведу цитату из статьи петербургского журналиста, судьи по боксу, знатока этого вида спорта Анатолия Мостова:
"В спорте нет ничего страшнее моды. В 1950-60-е годы после “золотого” успеха всесторонне подготовленных Геннадия Шаткова и Владимира Енгибаряна на Олимпиаде в Мельбурне, у нас начался бум “игрового стиля”. Всякие попытки совместить виртуозную технику и гибкую тактику с боевым напором и мощным ударом предавались анафеме. Под огнем критики многие “силовики” и “темповики” перестраивались на ходу, чтобы обеспечить путь наверх. В критический период недоверия чиновников от спорта, когда боксер и тренер были близки к депрессии, дуэт Попенченко - Кусикьянц не поступился принципами ради выгоды момента и не стал никому подражать. Спустя много лет в статье для Агентства печати “Новости” Валерий писал: «В “теорию”, отвергавшую значение нокаутирующего удара, не верили многие. Мы с Филиппычем помнили азбучную истину: бокс - не художественная гимнастика. Тем более бокс олимпийский, где ведущие тогда команды США, Польши, Италии, Венгрии и Румынии представляли разные школы. Бокс - спорт для мужчин, где надо быть готовым ко всему. И где при любых обстоятельствах нужно оставаться бойцом»".
kommentarij
Странно, что в песне про прыгуна в высоту 4 куплета-попытки прыгнуть, вместо трех положенных. А это значит, герой на самом деле всё проиграл, а выигрыш (последний куплет) - только в его воображении.
Тут еще интересно, что в четвертом периоде не три куплета, как в предыдущих, а четыре. По разным признакам судя, дополнительный куплет из этих четырех - третий ("Я им всем показал “ху из ху”..."). В Индексе фонограмм, составленном С. Ковачевым (
http://vysotsky.km.ru/rus/page/index.html), 117 исполнений этой песни. Интересно, есть ли среди них другие варианты "дополнительного" куплета. Кстати, песня про прыгуна в высоту - не единственная у Высоцкого, где количество куплетов - смысловой фактор.
Кропотов
Самой спортивной песней Высоцкого я считаю "Горизонт". "Меня же не рубли на гонку завели" - это о настоящих спортсменах, спортсменах не по профессии, а по духу.