Человеческий поиск?

Apr 24, 2009 13:45

Понадобилось мне тут узнать, что значит - олигополия*. Начальными условиями для поиска было то, что этот термин из экономики.

Что обычно в таких случаях делают: лезут в справочник, обращаются к знакомым или ищут в Интернете. Словари не актуальны, не у всех они есть или опять же очень часто оказываются узкоспециализированными (например, у меня есть словари по радиотехнике, но нет ни одного по экономике). Поэтому понять, что это за термин не удалось с наскока. Дальше, все довольно быстро решилось через Интернет и любимую Википедию. Но это больше частный случай... Есть области, скажем, которые могут дать знания, которые вы вряд ли или найдете быстро и просто. Есть ведь знания, по-которым не получишь четкого ответа или ответ должен быть развернутым. Например, у Артемия Лебедева среди читателей видел оператора порнофильмов, думаю, вряд ли такая уж распространенная область знаний и те знания, которыми он обладает, вряд ли лежат в открытом доступе или достаточно полны, область-то специфическая. Действительно, зачастую нам нужны просто ответы, а не ссылки, как предлагают современные поисковые системы.

Вот как раньше было, человек приходил купить себе телевизор, а ему долго и обстоятельно втюхивал товар менеджер-консультант. С развитием Интернете ситуация изменилась, теперь очень часто покупатель объясняет про телевизору про достоинства и недостатки отдельных моделей.

Хочу я узнать, про достоинства и недостатки моделей телефона, зачем мне тратить уйму времени на поиск среди десятка ссылок, ведущих на Интернет - магазины, что бы найти одну или две рецензии на нужную модель? Зачем мне начинать разбираться в телефонах? Я просто хочу понять, про достоинства аппарата и что делать, тратить время на поиски фактически ненужной информации? Все ведь гораздо проще, надо обратиться к тому человеку, у которого данная модель была/есть, за консультацией. Согласитесь, ведь это так очевидно, да и человек, скорее всего, будет к вопросу подходить непредвзято. Всего-то и делов, веселее становится, когда в кругу знакомых таких не находится, что делать?

И тут посетила идея, многие ведь поисковые службы начали организовывать сервисы ответов, типа задал вопрос, пипл ответил. Разные там бизнес-модели используются, но все они одинаково х***е, как в плане функциональности, так и в плане доходности.

И тут, где-то вычитал (кажется Компьютерра), что есть более хитрая модель, когда специалистов той или иной области предлагают искать среди своих друзей (“друзья” в социальных сетях), на основе их интересов и деятельности. А ведь действительно просто и гениально, ведь согласитесь знакомых и знакомых-знакомых с сетях видимо не видимо. Почему же не использовать такую огромную базу знаний?

/И вот в чем здравая идея. А почему бы действительно не использовать эти человеческие ресурсы. Сделать систему, которая бы через социальные сети описывала ваших френдов. Брала бы из профайла группу интересов и теги, и на основе их составляла базу. Когда у вас возникал бы вопрос и вы хотели бы на него знать ответ, то вбивали бы в строку поиска вопрос, определяли бы тип знаний, а программа сама рассчитывала бы и направляла вопрос человеку с наиболее подходящими знаниями. Ответив на вопрос, задающий бы оценивал свою удовлетворенность в балах и ответившему были бы за это начислены бонусы.

Опять же есть куча разных тонких мест, например, интересы, могут быть совсем общими и значить совершенно разные вещи. Интерес - фото, может быть как: “фотографироваться ”, “фотографировать”, “собирать фотографии”. Задавая вопрос о том “что такое диафрагма” очень просто столкнуться с тем, что вопрос уйдет не фотографу, а фотомодели, следовательно качество ответа сильно пострадает. Следующий момент с вознаграждением. Какое оно будет? Как уменьшить желание человека обмануть систему? Сделать бонусы виртуальными или регистрировать ответы по базе и потом в автоматическом режиме сличать правильность. Хотя нет, от дурацких вопросов “как меня зовут” и “какая погода на улице” система не застрахована. Думаю пытливый человеческий ум быстро найдет, как накрутить или обмануть систему. Мысль моя пошла чуть дальше и подумалось мне, что помогли бы рейтинги. То есть по количеству ответов и вопросов определить рейтинг, как это сделано в торрентах. Попутно можно ввести еще два параметра - “сложность вопроса” и “развернутость ответа”, которые бы оценивали бы другие пользователи системы. Мне кажется, что взаимоотношения (“друг” в системе по любому свидетельствует о том, что отношения хорошие) для людей могут встать на первое место, а не желание обмануть систему.

Предположим, человек дал на вопрос - “что такое синус”, ответ - “абракадабра”. Ответ защитали, но он доступен для оценивания еще и другим ответчикам. Ответчики могут всегда поставить свой рейтинг (не стоит забывать, что френды в социальных сетях могут быть незнакомы друг с другом, соответственно соблюдается принцип независимости экспертов) и оценивать реальную полезность ответа. Точно так же оценке подвергается ответ и со стороны спросившего, получается две оценки. Оценка - среди отвечающих и оценка - человеком задавшим вопрос. Если оценки совпадают, пользователь получивший максимальную оценку получает бонусы.

Все вышеописанное является идеей без какой-либо практики, соответственно утверждать, что это будет работать не могу, но подумайте сами идея ведь неплоха, когда речь заходит о развернутых ответах или таких областях, как опознание картинки или мелодии, когда любые поисковые системы пасуют разом.

Возникла сейчас мысль, а давайте в комментариях напишем who is who из нас?

Начну с себя: Аспирант. Написал диссертацию. Есть пара статей в глянцевом издании. Футбольны болельщик. Сбираю виниловые игрушки. Профессиональная деятельность: обучение сотрудников, освоение и внедрение 1С:8, исследование теории эксплуатации технических средств и метеорология.
* Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.

хочу, интернет, сам, социальные сети, события, работа, наблюдения, размышления, рецензии, обзоры, продвижение, мысли в слух, блог

Previous post Next post
Up