Некоторое время назад из российского GQ ко мне обратились за комментарием по поводу персонального стиля президента Путина. Ну как, персонального - настолько личного, насколько это может себе позволить политик. Неожиданно, у меня получился довольно объемный ответ. И картинок интересных собралось множество. Материал все откладывается, а когда и выйдет, в него войдет, в лучшем случае, несколько фраз. А потому опубликую-ка я его тут полностью, без всякого внешнего повода.
Стиль президента Путина неизменно несет очень четко сформулированные послания. Лишь иногда, косвенным образом, они сообщают о нем что-то личное, но чаще всего посылают сигнал окружающим; это вполне характерно для политиков. Определенно, президент или его имиджмейкеры не ставили задачи создать индивидуальный запоминающийся стиль. Эта одежда явно не для красоты, которой без эмоций не бывает. Больше того, все человеческое из образа последовательно выжималось. Работа больше напоминает кинематографическую, создание образов различной направленности в рамках типажа, почти униформы.
Во время работы в команде А. Собчака открытый "европейский" стиль городской администрации позволял использовать в одежде приемы из моды. Любая сохранившаяся фотография того периода подтвердит, как катастрофично это не сочеталось с классическим и маловыразительным типажом героя. А еще - как важно каждому подбирать одежду, соответствующую росту. По счастью, с того времени полосатых, цветных или двубортных пиджаков на В. Путине мы больше не видели. Тогда же всем заинтересованным лицам стало очевидна необходимость визуальной коррекции, которая все последующие годы и практиковалась со все большим успехом.
Классический тип внешности в целом требует тщательного подбора цветов костюма, внешность в этом случае очень легко "похитить", переключив внимание на неподходящие или слишком драматичные оттенки. Сейчас единственными яркими красками в гардеробе президента стали галстуки в чуть прикрытых красных тонах. Они используются, чтобы оживить серую ткань костюмов. Остальные вещи выбираются как можно ближе к эталону или стандарту. Любое отклонение сразу обращает на себя внимание - даже вполне традиционные костюмы на двух пуговицах с застежкой точно по талии выглядят на президенте чуть изящнее привычного, ближе к "медведевскому стилю".
Слева получилась любопытная подборка двухпуговичных пиджаков с разной высотой талии и на разных фигурах. Справа - классический "путинский" и "медведевский" силуэты для сравнения
В нулевых годах стиль В. Путина работал на создание образа "сильного человека". Использовался очень широкий арсенал средств - от военной формы до фотографий с обнаженным торсом и камуфляжными брюками. Самыми действенными для российского электората можно считать ссылки на героев криминальных фильмов и сериалов, таких как "Клан Сопрано". Эти образы понятны всем и легко считываются. Эталонным в этом смысле я считаю появление президента на корабле во время визита в Финляндию в 2005 году. Темно-серая, почти черная, рубашка-поло сочеталась со стальным серым костюмом, черным ремнем и затемненными очками в металлической оправе. В окружении темных одежд службы безопасности сцена была очень впечатляющей.
Можно даже примерно предположить дату принятия этого стилистического решения - середина мая 2004 года. При взгляде на левую фотографию в коллаже ниже причины тоже станут понятны: нет сомнений, кто на ней выглядит более убедительно. Как ни парадоксально, кадыровский наряд вполне могла бы одобрить Вриланд, которая призывала не бояться быть вульгарным, но бояться быть скучным. Она же говорила, что элегантность не имеет ничего общего с манерой хорошо одеваться, а только с отказом от всего лишнего и неорганичного. Как бы там ни было, с изменением манеры одеваться либеральной риторики становится ощутимо меньше, а заявлений в манере знаменитого «мочить в сортире» - больше. Понятно, что стиль одежды должен соответствовать стилю подачи.
Любовь к черному иногда играет недобрую шутку с героем. Сочетание темных сорочек с пиджаками светлее по тону, пусть и вызывает вопросы, но работает в понятном направлении. Зато появление в черных костюмах на неформальных или дневных встречах, как на одном из саммитов G8 в конце нулевых, дало повод прессе для еще одного кинематографического сравнения, с "Людьми в черном". Многие заметили, что для новогоднего обращения президент три раза надевал одно и то же любимое черное пальто (или три пальто одинаковой модели, на фото ниже - 2006, 2007 и 2013 гг). Это свидетельствует об очень спокойном отношении к вещам, да и к заявлениям при помощи одежды - пальто максимально (я бы даже сказал - по-шпионски) нейтральное.
В «кинематографический» период второй половины нулевых подбор таких нейтральных предметов представлял особенный вызов мастерству стилистов. Они отлично справились: вещи подбирались как можно ближе к стандарту, но этот стандарт был особенно близок большей части электората. Тогда еще в этом была практическая необходимость. Надо сказать, что у политиков такой подход встречает совсем не часто: обычно они одеваются в совершенно особом жанре, далеком от жизни. В целом публика одобряет их как зрелище, но абсолютно не стремится быть на них похожей. Здесь получилось совсем по-другому. Изданный к 50-летию фотоальбом вообще, по моему мнению, должен стать настольной книгой стилистов: для каждой аудитории там найдется хотя бы один образ. Но большая часть имиджей адресована именно большинству населения, ценителям криминальных сериалов.
Сейчас ни о каких экспериментах или случайностях в образе речь уже не идет. Не заметно также и желания кому бы то ни было нравиться. Основное послание, которое сообщает гардероб президента - полный контроль. Чаще всего мы видим серые костюмы на трех пуговицах с однотонными сорочками Сложился совершенно безошибочно работающий силуэт и набор деталей, вплоть до ширины лацкана, угла и расположения раскепа. Увеличенная длина и довольно высокая застежка работают на визуальный эффект большего роста. Схожее ощущение принес Стефано Пилати с приходом в Zegna: ничего укороченного, глубоко вырезанного, утянутого и в целом стесняющего. Только в случае с президентом эта стилистика отжата до полной сухости (можно сказать, до бесчеловечности), ничего личного она уже не несет. Помните обезлюдевшие улицы во время инаугурации? Вот, примерно, такая эмоция от образа. Вещи до того подчинены функции и контролю, что, кажется, могут сами водителя вызывать и речи писать.
Эти удлиненные конусы - очередное, пусть и косвенное, свидетельство об итальянском происхождении костюмов президента. Они, несомненно, изготовлены на заказ (хотя при взгляде на самую нижнюю фотографию в коллаже в это сложно поверить), но возникающие периодически "хомуты" на шее в сидячем положении говорят также и о том, что некоторые вещи итальянские портные оставляют на волю случая. Все марки, которые обычно называются как источники пополнения президентского гардероба, носят вполне себе коммерческий, а вовсе не артизанальный характер. В. Путин умеет носить костюмы, и о его спортивных увлечениях говорят отнюдь не поднятые по-борцовски плечи, как можно было бы ожидать, а только "сцепленная с землей" походка. Так что все особенности посадки относятся не к герою, а к изготовителю.
Больше ничего случайного в образе заметить невозможно. Размер лацканов и узла галстука точно соответствуют форме лица. Упоминавшиеся уже яркие оттенки этого галстука также выполняют конкретную роль - чуть вытянуть расстояние между высокой застежкой и лицом. Что случается, если этого не происходит, мы видим на фотографии во фраке во время официального визита в Англию - торс кажется совершенно квадратным. При всей видимой спортивности, ошибки бывают очень заметны - на фото мы можем видеть, как неблагоприятно меняют впечатление несколько лишних сантиметров ширины брюк или длины пальто. Да и многое другое: отсутствие внятных контрастов и четкости у лица, переизбыток темного, едущие вниз линии... Тот самый случай, когда профессиональная привычка держать все под контролем вполне совпадает со стилистической манерой. И только для поездки в гости к "Ночным волкам" вспоминаются прежние кинематографические приемы.