Майн кэмп

Jun 10, 2009 02:42

Вот уже лет двадцать я пытаюсь выучить три слога. Справедливости ради нужно сказать, что каждый раз это разные три слога. Вначале - китайские имена, которые хоть немного помогали мне следить за бесчисленными персонажами "Речных заводей" и "Цветов сливы". Потом - корейские и вьетнамские имена в расписаниях Недель моды. Приходиться признать, что результаты обучения нельзя назвать впечатляющими: из второго периода в памяти сохранилось единственное корейское имя, Ли Санг Бонг, несмотря на все впечатляющее богатство выбора. А из первого периода не сохранилось и вовсе ничего. Некоторое время назад меня пугали, что вскоре придется заучивать имена китайских дизайнеров (поскольку, вероятно, никаких других не останется). Но нет, вроде пронесло - никаких китайских дизайнеров нет и, судя по доступным мне фотографиям, не предвидится.

Это не кажется удивительным в стране, где к беспричинным переменам веками относились недоверчиво. Поскольку интиституционная мода полностью строится на идее изменений любой ценой, само это понятие должно бы казаться китайцам подозрительным. Однако, то же самое можно с оговорками сказать про любую культуру Восточной Азии. Выражать свою личность в чем-то специально созданном как временное, должно казаться им неприличным. Что вовсе не мешает, например, японским Домам моды с середины 70х, удерживать самые влиятельные позиции в мире.

Абсолютно все показы азиатских дизайнеров, которые мне довелось видеть, можно разделить на две части. К первой можно отнести многочисленные коллекции, которые в точности отражают ожидания европейской аудитории о причудливых объемах и конструкциях, а также о буйной комплектации. Вторую часть составляют модельеры, которые работают для части домашней аудитории, считающей изысканным отсылки к британской (а в последнее время - все чаще к американской) "классической" моде. Такие показы проходят почти исключительно в рамках местных Недель. В обеих группах (члены которых иногда с легкостью меняются местами) чувствуется отношение к fashion как к формальной игре, требующей только соблюдения правил и условностей. Можно предположить, что им и в голову не приходит выражать свою индивидуальность в моде, они относятся к ней со здоровой долей иронии.

Эту игру разделяют с ними единственные музы коллекций, потребители, знакомые нам по многочисленным фотографиям уличного fruits fashion. В культуре и общественной жизни такое отношение поддерживается традицией использования масок, когда тщательное соответствие стандарту считается выше ярких индивидуальных проявлений. В нашем случае мы можем ожидать не творчества, а проявлений мастерства и индивидуального вкуса в выборе цвета, ткани, мотивов или в безукоризненной адресации, почти неизменных ремесленных эталонов. Возможно, именно в этом секрет успешности азиатских дизайнеров, поскольку именно такую "идентичность напрокат", не требующую выбора и серьезного отношения, продает сейчас через журналы вся мировая индустрия моды. Такой подход почти идеально совпадает с определением кэмпа С. Зонтаг: наблюдение за игрой со стороны, отказ от самостоятельного творчества в пользу вкусового отбора готовых идей, ироничный поиск смешного в серьезном - от картин Рубенса до итальянского бельканто.

С противоположной стороны, но с похожими результатами работают Ассистенты-без-амбиций, возглавившие сейчас многие мировые Дома моды. Они также занимаются работой в архивах по заданию маркетинговых отделов, но индивидуальность в этом случае не скрывается, она отсутствует изначально. Кэмповским подходом и иронией даже не пахнет: всю свою карьеру они ищут серьезное в смешном, а именно - в современной индустрии моды, которая без ироничного отношения кажется откровенно глуповатым явлением. Или рекламно-производственным предприятием. Но уж никак не заповедником индивидуальности.

В 90е было принято считать, что униформенность заключается в пристрастии к стандартным или "лейбованным" вещам, высшим проявлением которых считалась джинсовая мода, завершившая в этом десятилетии свое завоевание мира. Памятная многим кутюрная коллекция Готье с элементами джинсов прекратила споры о том, могут ли джинсы стать авторским произведением. Открылась эра "дизайнерского" и "лабораторного" денима, и многочисленные городские племена получили собственные нишевые тотемы. Десятью годами позже лишенное смысла разнообразие кажется новой униформой. Изменения обесценились от быстроты, альтернативы стали частью массы, и толпа напоминает брежневский Первомай на Красной площади - людей с флагами много, но ничего личного. Таким же стройным Ordung'ом по мировым выставкам от PAP Paris до Мельбурна растекается обезличенный стиль CPD. "Андерграунд капут", - сообщают реляции о переносе B&B в Берлин. Нет также и мейнстрима, поскольку ему больше ничего не противопостоит. Пусть даже и джинсы.

Guiding Thoughts in Japanese Aesthetics

Shizen (naturalness, absence of pretense) - Gardens (and arguably any aesthetic object) should be natural. Design with the intention of making your creation look as though it had grown that way by itself. If you have obviously man-made objects involved, do not try to disguise them. (ex. Cement mortar or brick looks better untouched than painted.) Choose simple objects which will fit in with the natural surroundings.

Odd Numbers - When placing elements in a composition, use odd numbers such as one, three, and five. This will better result in a sense of natural asymmetry.

The Triangle - Compositions such as groupings of stones, branches on a tree, etc. can be judged based on how easily one may draw an imaginary triangle between any three elements.

Fukinsei (asymmetry or dissymmetry) - Balanced symmetry, as humans devise it, does not exist often on nature. Therefore, it is better to make designs asymmetrical if one wishes to create an impression of naturalness.

Kanso (simplicity or brevity) - “Less is more” This idea is most evident in Zen gardens, where a single stone may encompass the idea of an entire mountain or island. Remove what is unnecessary, and the composition will be strengthened.

Yugen - Subtly profound, suggestion reather than revelation.

Datsuzoku - unworldliness, transcendence of conventional.

Seijaku - quiet, calm, silent.

Koko - (austerity, maturity, bare essentials, venerable, abstraction) - Water is a prime element of a garden, but raked gravel or carefully arranged flat river stones can create the impression of water.

Contrast - Contrast can be used to create tension between elements. Tension can create energy, motion and harmony.

Lines - Perpendicular lines create tranquillity. Diagonals create tension. Curves soften the effect.

Ma (space) - There is openness in everything and nothing exists alone. All objects interact with one another in space. In fact, the space of the garden only exists because there is a larger space outside of it. Where is the space in the composition? Why? How does the composition breathe?

Layers of time - Some parts of a composition change with the weather or the angle of the sun. Some change with the season. Others, like stone, hardly change at all for centuries. Yet time changes everything eventually. Good design considers this.

Meigakure - This is the quality of remaining hidden from ordinary view. All compositions have a best viewing angle. Find it or create it and control how the viewer approaches and is able to see the composition. For example, bonsai are, in essence, two-dimensional views designed to be viewed from the front only. Set your garden path so that only a single branch of the cherry tree can be seen around the corner and you guarantee the viewer will round that corner. Design the viewer’s experience, not just the garden. On the other hand, do not over-complicate.

Wabi and Sabi - Two of the hardest concepts of Japanese aesthetics to express in western language, generally they are wabi; “subdued taste”, “austere”, and sabi; “rustic simplicity”, “mellowed”. These terms were created by the Tea masters of the sixteenth century.

Shin, Gyo, So - Shin; controlled or shaped by man, So; things in their natural state, Gyo; the blending of Shin and So to compliment each other.

Read more: 1970s-1990s The Japanese Avant-garde - Page 19 - the Fashion Spot http://forums.thefashionspot.com/f116/1970s-1990s-japanese-avant-garde-25936-19.html#ixzz1GrDeaTwk

there is a key word to conceptual aspects of Japanese culture, "Fueki-Ryukou".
this is a way of thinking by Bashou Matsuo (1644-94), a haiku poet who is still influential in Japan. this archaic Japanese is familiar to creative people in particular, and some of them set to work, perfectly conscious of it. once CDG quoted it in their announcement too.
"Fueki" is almost equivalent for everlasting or unchanging thing while "Ryukou" is for everchanging thing, fashion. just like the quote from Yohji in softgrey's post #193, "I sing the same song, even if the melody is different every time."

roughly translated extract from "bashou-numon"

then, Bashou explained to Hokushi about "Fueki-Ryukou" in haiku.
this is the idea: beyond the times, schools and means, something immutable and constant lies at the root of all kinds of art. something like the essence of art. that's Fueki.
but Fueki will make its appearance in the fashion, being continuously transformed through the times, schools and means.
the underlying thing, which is absolute and essential, should be above the times. masterpieces should all have something in common. it could be called the Divine or the Absolute.
but it is abstract. therefore, when expressed in the concrete, it will have corporeality characteristic of each time and each creator. if anything, it will get to be realized only after a new idea at the forefront of the time and an original expression of the creator.
namely Fueki, the essence, truly appears in the latest fashion.

the definite consciousness of that way of thinking might make the difference between the Belgians and the Japanese. it seems to me that what some of Japanese designers are trying to do is make clothes carry "Fueki" as hard as they could rather than just design new clothes in every collection.
I think of it when I see something very serious or even unearthly in their clothes.
 

индустрия моды, азиатская мода, униформенность, индивидуализм, китайские дизайнеры, японские дизайнеры, творческий метод, Сьюзан Зонтаг, аналитика моды, мейстрим, корейские дизайнеры, андерграунд, азиатский подход к моде, кэмп, азиатские дизайнеры

Previous post Next post
Up