Периферийные сигналы

Dec 22, 2013 17:42

Выкладываю здесь для памяти довольно давний текст о поездке на Португальскую неделю моды. Я что-то вообще мало здесь о поездках пишу - в поездках обычно не до этого. Очень удачно, что тут все можно пометить задним числом. Этот материал показался мне важным от того, что речь идет о такой же региональной школе моды, как и российская. Только производственные возможности там куда больше. Поэтому всегда важно посмотреть, как мы можем выглядеть сторонним взглядом, а заодно проанализировать чужой опыт.



...Города подают своим жителям важные сигналы. Должны подавать, если в них сохраняется правильное течение жизни. Вот так раньше в Москве можно было определить неблагополучие района по повышенной концентрации сомнительных минимаркетов и (почему-то) цветочных киосков и маленьких аптек. По приезде в Порту сигнал был получен совершенно недвусмысленный. Вокруг моего отеля (по местоположению и статусу он примерно соответствует московскому «Метрополю») за сорокаминутную прогулку я насчитал 6-7 респектабельного вида магазинов для настоящей жизни: дрели, кабели, дорогие инструменты и старомодные столярные мастерские. Они регулярно перемежались книжными и пищебумажными лавками в солидном духе начала 20 века. Даже McDonald’s на центральной площади был вписан в декорации гранд-кафе начала века, весьма впечатляюще.



Если бы этот португальский город был человеком, с таким я вполне бы мог ужиться: со вкусом, с основательным нравом, провинциальной добропорядочностью и без глупых сюрпризов. Попадаешь именно туда, куда собираешься пойти, и ровно то же самое можно сказать о местной моде. Основной же мой маршрут вел на набережную Дору, где в добротно выстроенном - как и весь город - здании старинной таможни проходила 33 сессия Portugal Fashion, одной из двух португальских Недель моды. От конкурента она отличается составом участников - в расписание допускаются некоторые массовые марки: организаторы видят ее задачу в пропаганде преимуществ местного производства. Эта пропаганда заключается не только в демонстрации производственных возможностей, но и подтверждение качества местного дизайна. Заказы все чаще возвращаются в Европу из стран третьего мира, и за их получение развернулась серьезная конкуренция.



Такая же нешуточная конкуренция всякий раз происходит между национальными Неделями. Москвичам об этом хорошо известно. От соперничества чаще всего выигрывает зритель, так как оппоненты стараются превзойти друг друга в эффектных жестах. В данном случае результатом стал первый день Portugal Fashion, который перед основным расписанием в Порту было решено провести на «вражеской территории», в Лиссабоне, в самых фантазийных и дорогих местах. Вероятно, этому немало способствует финансирование, которое в настоящий момент организаторы - Государственная ассоциация молодых предпринимателей и Португальская ассоциация производителей одежды и текстиля - получают в рамках программы повышения конкурентоспособности португальской продукции от Агентства стратегических госпрограмм QREN.

Открывал программу блок молодых дизайнеров, показы которых чудесно разместили на платформе крупной станции, в которой метро пересекается с пригородными поездами и паромами. Судя по доносящемуся изредка запаху сушеной рыбы, рынок в этом комплексе тоже присутствует. Площадка была эффектна невероятно: людские потоки отекали ее со всех сторон, но не мешали, огромное пространство «вокзальной гулкости» декорировано модернистом Антониу Дакоста, в качестве подиума использовался горизонтальный эскалатор, травалатор.



Молодым вообще уделяется много внимания, как в Неделе, так и в местной индустрии: они выделены в отдельную секцию Bloom, которая очень внимательно курируется как по отбору, так и по подготовке шоу. Эти показы не пересекаются по времени со «взрослыми», хотя числом их столько же, участники «младшей группы» регулярно переходят в основную, и к тому времени их имена уже известны специалистам - за ними заинтересованно следят. Даже студенческие биографии снабжены большим числом ссылок на участие в больших проектах. Одним из таких стало награждение участников Porto Fashion Show, организованного для студентов из пяти стран португальским Центом изучения текстиля. Помимо денежного приза участники получали возможность подробнейшего знакомства с местными производствами и материалами, а также пропуск на все шоу Недели.

Из всех молодых запомнился дебют O Simone (на фото ниже), который единственный полностью отвечал заявленной сезонной теме Недели, абстрактному искусству. Это был довольно необычный способ обеспечить стилистическое единство мероприятия, и направление было выбрано далеко не самое универсальное, однако организаторы старались придерживаться этой ссылки во всем, от оформления входной группы до покрытия подиума (яичные картонки, перекрытые листами стекла). Сама же попытка пересмотра «фигуративности» одежды не удалась. Дизайнеры до смешного привержены идее «носибельной одежды»; они чаще всего ограничивают свой поиск размещением функциональных деталей в неподходящих местах. Лишь в упомянутом дебюте была сделана попытка разрушить не только форму, но и сами представления о предназначении одежды - она и впрямь обратилась в абстрактные формы. В прочих случаях молодые дизайнеры, которые вполне могут позволить себе эксперимент, показали на удивление стариковское сознание.



Первый день также принес знакомство с самой выверенной коллекцией Недели, марки TM Collection Терезы Мартинс (на фото ниже). Она, как и известный дуэт Alves/Gonçalves, показывалась в невероятном зимнем саду и оранжерее, спроектированных инженером Эдгаром Кадозу, автором знаменитых мостов. Тропический ливень за окном, конструкции шуховского типа и огромные пальмы стали лучшей декорацией для танцевального шоу, изысканного решения «садовой» темы в одежде, легких вкраплений этники и артистичного колористического решения. Если угодно, по манере русскому зрителю это вполне могло напомнить Татьяну Парфенову. Такой баланс больше не встретился ни разу: даже самые известные португальские мастера (Luis Buchinho, Katty Xiomara, Fatima Lopes, Diogo Miranda) работают с некоторым пережимом.



Особенно это было очевидно в двух последних случаях. Коллекция Lopes (на фото ниже, слева) незадолго до этого вернулась с успешной нью-йоркской премьеры, была составлена вокруг темы греческих женщин-богинь, но ни одного платья, рискну предположить, в ней никто толком не рассмотрел: все глядели на фантастические котурны, на которых с великим трудом передвигались манекенщицы. Miranda (на фото ниже, справа) посвятил шоу Оскару Нимейеру, и вначале вещи вполне можно было сравнить с Арнгольдтом; немалая их часть была решена вокруг формы круга. Вот только по ходу показа круг разбивался все большим количеством деталей, так что к концу результат привел бы бразильского архитектора в ступор.



Был единственный случай, когда такой подход показался трогательным. Коллекция Carlos Gil была посвящена индийскому следу в португальской истории, и более милого прочтения колониальной темы я не встречал. В отличие, скажем, от англичан, дизайнер не настаивал на культурном влиянии: декор был словно позаимствован в магазине для туристов, он обозначал не имперское присутствие, а короткий ознакомительный визит в Индию. Такой периферийный взгляд на периферию. На удивление, это был чуть не единственный пример сочетания открытых цветов в расписании. В России португальскую моду представляют чаще всего именно так, но кроме знакомого москвичам разноцветья Vicri, колористическая работа (но отнюдь не деталировка) всюду вполне осторожна. Даже зрители чаще всего приходят в черном, а фэшионистас ближе третьего ряда попадают редко.



Однако чтобы понять все сложные отношения центра и периферии, стоило дождаться последнего показа Недели. Felipe Oliveira Baptista сейчас больше обсуждают как недавно назначенного креативного директора Lacoste, но его собственные парижские премьерные шоу представляют не меньший интерес. Он отнюдь не искал опоры на страну своего детства и ее своеобразие, что часто считают необходимым условием успеха представителей региональных школ. С первых минут стало понятно, что качество актуальности в них совершенно иное, отделенное от остальной программы световыми годами. Как и вся португальская мода, эти вещи не перевернут ваше представление о дизайне одежды, но в самом шоу так явно бьется современность, что заканчиваешь Неделю вновь с мыслью о том, что актуальность подачи окончательно стало важнее любой новизны.



государственная программа, португальская мода, поездка, национальная мода, продвижение в моде, недели моды, национальная школа моды, обзор показов, Португалия, дизайнеры, путешествия

Previous post Next post
Up