Журнальная колонка о прогнозировании развития моды по материалам изучения непрофильных источников. Конечно же, тема требует не пары слов, а книги. А потому размер журнальной колонки невольно превращает ее обсуждение в анекдот. Что не делает сам метод менее достоверным. По хорошему, следовало приложить визуальное исследование, но нет, не приложу. Зато, с любезной помощью старинной университетской подружки, научился, кажется, правильно обрезать тексты. ПРостите, что до этого момента по незнанию гадил вам в ленту.
В середине зимы принято проводить гадания. В русском календаре меж Рождеством и Крещением выползает наружу всякая нечисть, которой на этот срок дана свобода ходить по земле и выбалтывать секреты. В модном календаре в это время ничего еще не выползает, кроме преколлекций, а вот секреты раскрываются так, как миру духов и не снилось. Это похмельное, постканикулярное, время я тоже провожу с большой пользой. От человека, рядом с именем которого пишется «аналитик моды», странно слышать о гаданиях, но что есть, то есть: любой прогноз в моде во многом остается гадательным. Как сказал один умный человек, «без знания физиологии чешуекрылых любой исследователь при взгляде на гусеницу мог бы предположить в дальнейшем только эволюцию гусеницы, но никак не бабочку». Всякой аналитической уверенности, как и царствованию нечисти, положены свои пределы.
В индустрии моды мы чаще всего пытаемся добиться рациональных результатов (повышения продаж, к примеру, или торжества красоты, если мозг еще неокрепший), но зачастую используем для этого иррациональные средства (скажем, выбирая по принципу «нравится - не нравится», этим даже прожженные редактрисы грешат). Вот и у меня присутствует иррациональная уверенность, что наблюдения за успешными ресторанными проектами, модными интерьерами, а также некоторыми премиями дают больше информации о будущем моды, чем большинство материалов форкастинговых агентств. Таково мое зимнее гадание, которое до сих пор меня ни разу не подводило.
[Spoiler (click to open)]По логике, следовало бы для начала закинуть башмак за ворота. Однако последние годы это абсолютно зряшные хлопоты - обувь уже сезонов 5 не несет такой определяющей стилистической нагрузки, как после кризиса 2008-09. Выпадает не суженый, а какой-нибудь монстр с фигурным каблуком либо пустая карта в виде премии Британского совета моды Н. Кирквуду. Поэтому я начинаю с изучения результатов и шорт-листа голосования «Человек года» журнала Time (их объявляют к концу декабря). Причем это гадание позволяет разом яснее увидеть прошлое и прозреть будущее.
Судите сами: персоной 2011 года был признан анонимный «Человек протестующий». И впрямь, конец того года и начало следующего было заполнено закрытостью и анонимностью всяческого рода: закрывались и драпировались все части тела, человека за активным цветом или блеском было не разглядеть, как не разглядеть было и авторства за ссылками на авангардное искусство или реквизиторским ретро. Самые передовые коллекции предлагали возводить вокруг женщин некое подобие изящного бронетранспортера. На агрессивном фланге был заметен камуфляж и всякие военизированные идеи, вроде накладных карманов. Даже прозрачность выглядела наступательной.
Когда появился перечень номинантов на «Оскар» того года (еще один источник, за которым я пристально слежу), стало понятно, что агрессивности долго не протянуть: фильмы про собачек и лошадок, победу добра и доброты составляли подавляющее большинство - никакого экшена, мрачного футуризма или саспенса в списке просто не было, киноаттракцион поднадоел. Заодно стало понятно, почему у реальных протестующих по всему миру не было собственной стилистики: все заполонила тоска по бабушкиному варению, нормальности и локальности. Базисные ссылки были важнее новаций, а Инстаграмм важнее правды. Результаты работы успешных ресторанных проектов подтверждали коммерческий потенциал такого разжижения мозга даже ярче, чем цветочки, вишенки и помидорки на платьях.
В этом году человеком года был во второй раз объявлен Барак Обама. Вопреки всякой очевидности, он признается президентом тех многочисленных групп, которых ранее называли меньшинствами. В индивидуалистком Поколении Y эти разрозненные экс-меньшинства могут составить большинство. Любопытно, что по читательским опросам (которые не учитываются в официальных итогах) человеком года стал Ким Чен Ын. Оскаровские фильмы-номинанты, озабоченные остаиванием индивидуальных прав и амбиций во всех видах, подтверждают напрашивающиеся выводы - возведение палисадничков и обособление станет нормой.
В одежде ближайшего времени оно выразится по двум направлениям, в кутюризированной униформе и в стиле «фермерской феи». То и другое будет характеризоваться четкость изложения, направленностью «внутрь» (а не крик вовне), а пересмотр стандартов американского sportswear для сегмента premium contemporary станет основной площадкой развития. Это пока ровно то, что мы наблюдаем по началу сезонных показов; совсем неплохой рациональный результат такого иррационального занятия, как гадание.