Вышли с Сережей Ефремовым, одним из моих любимых дизайнеров, с дипломного показа Лаборатории Зайцева и заспорили. Он утверждал, что самостоятельного голоса и четкости изложения не молодого дизайнера не достаточно, для ускорения продаж надо садиться на тренд или его предсказание. Мне казалось, что способность внятно изложить идею и расчистить мини-коллекцию от мусора - отличный результат после года обучения. В конце концов, главное в моде - желание публики увидеть продолжение, непредсказуемость результата, различия, а не сходство. Мне будет любопытно увидеть продолжение не меньше трех раз.
Первый раз я не вел записей, поэтому несколько дизайнеров будут только описаны, но без фамилий. Фамилии появятся позже, если в этом случится необходимость. Во-первых, я увидел первую за последние лет десять удачно и со вкусом сделанную этническую коллекцию. Не просто намекающую на экзотические обстоятельства, а этническую - с горизонтальной раскладкой ткани, многослойностью, перенасыщенной стилизацией, произвольными объемами, брюками+платья и т.д. Автор - дама из Абхазии, которая, помимо прочего, соблюдала не только нормы вкуса, но и мусульманские требования по длинам, обнаженным участкам и проч.: ни один волосок не показался из-под платка. Ткани были шикарные, но, опять таки, это была не самоцель, а способ выражения мысли. Одним словом, это так отличалось от унылого говна, которое так привычно видеть на этом участке творчества, насыщенного непереосмысленными цитатами народного костюма или их же неуместным использованием, что должно цениться на вес золота. И пожалуйста, не стоит приводить как позитивный пример чеченских дам, выпускниц той же лаборатории, которые посвящают свои коллекции жене тамошнего президента.
(О влиянии современной мусульманской культуры на европейскую моду я подробно писал здесь:
http://abolenkin.livejournal.com/917.html)
Во-вторых, [Мария Алуева, Минск]
В-третьих, была очень интересная коллекция. Интересная именно как одежда. Эту фамилию я могу воспроизвести: Татьяна Чекиш-Кузнецова получила гран-при последнего Ламановского конкурса. Это ее фотография здесь иллюстрацией (а вот еще некоторое количество
yegorzaitsev.ru/agency/photo/LAM28510_2/album/slides/knklam2010_215.html). Мне приходилось говорить, что сейчас будущих звезд нельзя предсказать по дебютным коллекциям. Тем более, что в последнее время все меньше выпускников лаборатории идут в самостоятельную дизайнерскую работу, с коллекциями и показами. Однако же, в этом же зале я видел дебюты Роминой, Французовой, Эндоуровой, Шароевой, Кочубей, Горелик, Калманович (кого-то наверняка забыл), и этот раз был ничуть не менее многобещающим и энергичным. На конкурсе костюмы были презентованы в прямом изложении, а для диплома дизайнер ушел в клубную подачу - взяла трансов, певца, дошила на них корсетных платьев в сложной технике. Вот и чудесно, главное, чтобы во взрослой жизни она этого не делала.
Разговор о взрослой жизни возвращает меня к беседе с Ефремовым о студентах. Им до этой взрослой жизни еще, как до Луны. Должно пройти 2-3 сезона, чтобы они поняли, как строятся полные коллекции и ассортимент, а также как рассказывать о них своим голосом, а не словами преподавателей. Конечно же, я возразил, что все нулевые годы главным достоинстом дизайнера было умение приспосабливаться, что и привело к кризису продаж - по большому счету, покупать стало нечего. Теперь же будут в цене индивидуалисты, которых осталось немного. Однако говорить о зрелости можно было только применительно к работе модельного агентства Дома. В Москве нет другого такого с игровыми моделями, которые умеют работать с вещами и знакомы с дисциплиной. Класс работы высочайший. А о ценах я напишу с другой раз. И так что-то разболтался - вероятно, это из-за погоды.