Лиса и кот, совриск и мода

Oct 17, 2012 14:28





Мне не раз приходилось писать о том, что мода постоянно ссылается теперь на современное искусство. До некоторой степени это необходимость - нужно искать поддержку собственному статусу и претензиям. С другой стороны, это и сердечная склонность. Мода и совриск представляют сейчас достаточно авантюрные области - насколько убедительным покажешься, столько и продашь. Поэтому вместе они, вероятно, чувствуют себя спокойнее, как Лиса Алиса и Кот Базилио. И у Буратино создается ощущение нормальности - не один шаромыжник, а пара.

У явления есть и оборотная сторона - совриск вдруг стал частью модного обихода. То и дело слышишь о поездках на Frieze, FIAC или Майами. Уж на что я спокойно отношусь к этой стороне жизни, но, задумавшись, вдруг понимаю, что почти всякую неделю выхожу на какие-нибудь открытия - со знакомыми поздороваться. Так интенсивно было только в начале-середине 90х.

В связи со сказанным интересно посмотреть на две картинки. Обе сделаны на недавней лондонской Frieze. Один из героев дня, Раф Симонс, с ног до головы в Prada (и вправду, он еще не до конца освоился в диоровских мастерских, раз не попросил кого-нибудь подогнать это пальто ему по фигуре). Судя по репортажным фотографиям, это там самая востребованная марка. О связи Прады и современного искусства мне уже случалось упоминать: дизайнер, по большому счету, с самого начала карьеры продавала не столько одежду, сколько концепции, близкие по духу (и по способу подачи) к арту. Рядом - экспонировавшаяся там же Я. Кусама, ставшая инспирацией для вюитонновских горохов текущего сезона. В Джейкобсе что-то никого на тех же фотографиях не заметно, хотя именно он в конце 90х положил начало этой непосредственной связи современного искусства и модных вещей. Собственно, именно эта связь была в основе предложенной им концепции "сезонности" сумок.



Вывод, на мой взгляд, напрашивается однозначный: инвестировать сейчас (даже при покупке одежды) предпочитают не в изображение, а в стоящую за ним идею. Так возникает значительное поле для маневра и трактовок. Джейкобсу этот прием, кажется, не доступен - в 85 году он дебютировал коллекцией, которая была построена почти исключительно на использовании модных тогда смайликов (на фото ниже), и с тех пор его приемы не слишком усложнились. За полгода до этого М. Прада дебютировала в мире вещей с уродским пластиковым рюкзачком за серьезные деньги. Однако за ним стояли принципы ("ценность не в материале", "Украшательство старомодно" и т.д.), что, в конце концов, и принесло ей долговременный успех.




Особенно любопытно будет посмотреть на коммерческие результаты двух этих разных подходов  - Лисы или Кота - в ближайшее время: вчера Bain & Co. опубликовали исследование с прогнозами перспектив люксового рынка. Как и предполагалось ранее, рост существенно замедлится; в частности - в связи с замедлением эк. роста и потребления в Китае (по всему миру до 5 процентов в сравнении в 13 в прошлом году). Присутствие на рынке этих покупателей, для которых статусность и узнаваемость важнее всего, будет менее заметно (хотя сейчас около трети объема евпропейских ритейловых покупок люкса осуществляется именно китайскими туристами). Одновременно сократится и число людей, делающих импульсивные дорогие покупки. Любопытно, укрепятся ли в таких обстоятельствах убеждения, что идеи, пусть и уродские, живут дольше (и лучше окупаются), чем штучки?

Прада, Раф Симонс, Марк Джейкобс, мода, аналитика моды, люкс, потребительские тенденции, перспективы развития моды, рынок роскоши, мода и искусство

Previous post Next post
Up