Полагаю, основной вопрос, который решают дизайнеры-минималисты, - как произвести небанальный продукт. Если они не пытаются решить этот вопрос, немедленно возникает следующий: зачем это выносить на подиум? "Дизайнерам-театралам" живется куда легче - любую неточность они могут подправить на показе перченой стилизацией, как повариха камуфлирует неудачное жаркое. Минималистам же приходится нелегко: ограничений много, а средств в арсенале - всего ничего. Главным среди них можно назвать хирургическую точность решений по тканям и силуэту. Полагаю, в этом (в хирургии, не в тканях) дизайнеры-минималисты сродни дизайнерам шрифтов.
У обоих есть также общий и нелюбимый диктатор - требования времени. Мир живет одной общей визуальной средой, которая определяет ожидания и вкусы публики. В этой же среде обитают и дизайнеры. Даже если они хотят создать нечто отличное от общепринятого, усредненный вкус неизбежно служит оправной точкой, необходимой для понимания их продукта. Это их якорь и крест (глупость какая-то получилась). И те, и другие дизайнеры сталкиваются прежде всего с формальными требованиями, которые нужно совместить с современностью, а на собственную стилистику у них остаются доли миллиметра. Тем почетнее бывает узнаваемый и действенный результат. Кажется, этими долями миллиметра Олег Бирюков, о последнем показе которого я хочу здесь рассказать, распорядился не самым рациональным образом.
Ему тем тяжелее это сделать, поскольку он даже не минималист. Те последоватьно отсекают все ненужное, пока в вещи не останется только необходимый минимум выразительных средств. Олег же по манере - пурист, он к этому ненужному даже и не приближается, а изначально умеет добиваться результатов малыми средствами,
рассказывать о водопаде по каплям на дождевике. Это не путь отказа, а путь тончайшего обоняния, обостренных чувств. Куда они подевались при подборе санудтрека последнего шоу, можно только догадываться. Поскольку единственная ассоциация, которую он рождал, были будни трясины. С этими буднями зрители ознакомились в середине дефиле в чистом виде минуты три: вязкий шум камыша и печальные клики(вязнущих?) птиц не становились более сухопутными от редкой дроби дятла. Основное послание - все плохо вот уже лет 200. Появление инструментов ситуации не меняло, поскольку они описывали путь всё к той же трясине на спине унылого ослика.
Это тоже вполне себе образ, если сделать его резким и внятным, безошибочно признаваемым зрителями, будто стакан болотной водицы в резиновом сапоге. Как раз здесь пресловутые "требования времени" могли бы помочь. Однако дизайнер вновь распорядился своими миллиметрами не самым объяснимым образом. По показам завершающегося международного графика совсем нетрудно сделать заключения о том, как развивается минималистический силуэт следующего сезона. Здесь речь не в коем случае не идет о копиизме и подражательстве, но только о том, что большинством дизайнерского сообщества (и их публикой) признается современным. Как ни странно, помимо четкости и видимой разницы объемов на будущее лето это понятие включает еще и вполе определенную длину - строго в колено. В коллекции Олега эта длина тоже присутствует, впервые за несколько последних коллекций. Но именно здесь, на мой взгляд, и не хватило точности.
Взгляните, например, на этот комплект. Он мне кажется безукоризненно современным:
В нем присутствует четкая графика, актуальная длина, талия подчеркнута грамотно расположенным манжетом, есть модная неброская прозрачность и так необходимая теперь разница блесков. Все то, что характеризует сезон. Теперь сравните его, пожалуйста, вот с этим выходом:
Ощущаете разницу? Она, действительно, заключена в сантиметрах, но очень явственно уловима. Четкость безвозвратно утеряна, длина обвалилась всего-то на ничего, но вместе с отсутствием каблука (эта плоская тонюсенькая подошва делала поступь моделей совершенно першеронской) весь образ вязнет в торфянике. Вы ведь тоже это видите? Не я один сошел с ума? А вот здесь (это, по не вполне объяснимой причине, финальный выход), неточность заключалась
и в кастинге:
Модели элементарно не хватило нескольких сантиметров роста (а горловине - столько же глубины), чтобы пропорция не "дребезжала". Это, казалось бы, пустяк, но в выбранной авторской стилистике все впечатление строится на таких пустяках. Не забывайте, что при этом модели тряским аллюром движутся под болотистую музыку, образы безакцентные и зрителю ничего иного не остается, как ловить глазом такие детали. И каждая следующая все больше работает на нарушение образа художника, который прославился тщательностью отделки и безупречным глазом:
А это всегда так обидно. Совершенно несмертельно - судя по записям в сетевых дневниках, очень многим понравилось. Но все равно, обидно - ведь дело всего лишь в миллиметрах, компоновке и выборе некоторых тканей, в легкой "недокрученности". При этом зрителю почти ничего не дается в качестве утешения: интересная новая конструкция с подрезами и бочками, чуть углубились горловины, несколько комплектов дивного лаконизма и взвешенности, новая двуслойность, развитие пары удачнейших моделей прошлого сезона - все это не перевешивает воспоминаний о
предыдущих двух коллекциях, где почти каждый выход ласкал глаз негромким праздником безупречности. ББ, мой Безупречный Бирюков, мой бог чистоты, я жду тебя назад, прилетай.
Все фотографии выполнены Дмитрием Дивиным (
dmitya_divin) для
сайта шоу-рума R.E.D. (после окончательного летнего раздела так называется теперь шоурумная часть "Четвертого этажа"). Сайт удивительно полезный, толково выполненный и наполненный информацией и уникальными услугами. Настоятельно рекомендую, если вы интересуетесь отечественной модой и он вам неизвестен) с ним познакомиться поближе.