История бумажных платьев 60х (и дальше)

Aug 31, 2010 20:57



Недавно старинная приятельница (Оля Каминка, если кто знает) пригласила к себе за город отметить двухлетие замужества - бумажную свадьбу. Помимо прочих развлечений гостям было предложено создать свадебный наряд из чистых бумажных листов А4. По наитию я предложил декорировать простой облегающий силуэт крупным ассиметричным воротом в виде объемных лепестков в сочетании с подходящим браслетом - в духе Валентино времен обретения популярности, году в 67ом. И длина была в точности такая, которую он предложил годом позже для подвенечного наряда Жаклин Кеннеди-Онассис. Идея вышла не сказать, чтобы очень удачная, требовалась большая доработка, дае фото не буду ставить, но речь не об этом. Я вернулся домой после чудесно проведенного вечера, а мысль о бумажных платьях меня долго не оставляла: идея одежды, которая объединяет сколь угодно великолепный дизайн с ничтожной ценой, разнообразием, гибкостью и легкостью производства, показалась мне очень современной, в русле потребительских ожиданий.

     


При первой возможности я залез в справочник коллекционеров винтажной моды, где нашел целую статью о бумажных платьях. Во всяком случае, с датировкой я не ошибся - коммерческий бум этой моды наблюдался с 66 по 68 год, а последнее серьезное упоминание о них встречается в 74. Вскорости приятельница нашла у себя в архиве статьи из Time и Mademoiselle 67 года (по какой-то причине, обе в отрывках), которые исследовали феномен. А уж когда голландская подружка небрежно отсканировала выдержки из каталога выставки бумажных платьев (6 марта - 16 августа 2009, MoMu of Antwerp, коллекция фонда ATOPOS), я понял, что увлечен не на шутку. Если бы я был коллекционером, непременно попытался бы сделать у себя подборку такой одежды - ограниченный период производства и относительная доступность (в среднем около 2.5 - 3 тыс. долларов за неиспользованные экземпляры ограниченного тиража) позволяют собрать довольно полную коллекцию. Предлагаю короткое описание явления и несколько фотографий.


   
  оба снимка из Life (ноя''66); справа - самое первое платье, выпущенное  Scott Paper


    часть экспозиции фонда ATOPOS

Сейчас понятие "бумажная мода" ассоциируется с чем-то безнадежно студенческим или, во всяком случае, непрактичным и не предназначенным для производства. Вот как, к примеру, несколько чудом сохранившихся головоломных картонных конструкций Чарльза Джеймса, которые были слишком сложны (завитые винтом, глаз не отвести), чтобы стать реальными кринолинами. В скобках хочу отметить, что это один из моих любимейших дизайнеров, в моем персональном пантеоне сразу после Баленсиаги. Ему, кстати, без особенных на то оснований была посвящена предпоследняя кутюрная коллекция Галиано для Диор. Что вспоминается еще? Несколько конструкций молодого Чалаяна и его Airmail Dress 98 года (боюсь ошибиться с датировкой). Великолепная бумажная мода студии Doberman (Илья Плотников и Ал-ра Захарова), в частности - для ювелирного приложения L'Officiel прошлым летом. И, конечно же, оформление и стилизация кутюрного шоу Шанель весны 2009. Из самого свежего - разве что бумажные короны последнего показа Вествуд. Все остальное, что приходит на ум, либо относится к дизайну (как, например, невероятные резные творения Аоямы Хина), либо не вспоминается вовсе, либо слишком безобразно, чтобы об этом помнить.

 
 
  работы студии Doberman


 
  показ Шанель (кутюр, весна/09)


 

Так или иначе, бумажная мода никак сейчас не связана с практицизмом. Между тем, это понятие появилось из абсолютно практических соображений: в марте 66 года производители бумажных изделий Scott Paper предложили бумажные же платья ценою в доллар с четвертью (плюс купон на свою продукцию) в качестве рекламного хода. Несмотря на скромный дизайн, к концу года продажи достигли полумиллиона экземпляров. Было выбрано крайне удачное время: как раз в середине 60х, когда авангард перестал отделяться от "носибельной" моды непроницаемой стеной или, скорее, когда возникло понятие авангардной моды (очень хорошо этот дух передается в фильме Уильяма Кляйна 66 года "Qui Etes-vous, Polly Maggoo). После высказываний Куррежа и Кардена в 64-65 годах и передовых киноработ сер. 60х мода очень быстро адаптировала их новые формы и материалы. Собственно, упомянутая вначале валентиновская идея, которая к 67 году никому не резала глаз, за несколько лет до этого была абсолютно непредставимой. Однако самым сильным фактором, влияющим на новое отношение к материалам, было заметное стремление к авторскому прет-а-порте, которое к концу десятилетия завершилось триумфом Сен-Лорана и П. Берже. Это стремление предполагало быструю экономичную доставку идеи, мобильность, легкость в уходе и возможность избавиться от вещей при первых признаках скуки.

image Click to view



 
  


Все эти качества отлично соединялись в бумажной одежде. Эти вещи были не просто легки в обращении, они вообще не требовали никакого ухода. Быстрое беззаботное потребление в сочетании с броским внешним видом (оп-арт и другие принты, флюоресцентые краски) были тогда передовой идеей, которая сейчас снова приобретает актуальность. А бумага для одежды казалась авангардным материалом ничуть не меньше, чем пластик. Не удивительно, что первым серьезным дизайнером, начавшим ее использовать, был Пако Рабанн (подробнее о нем и об значимости перемен в моде 60Х я пишу здесь: abolenkin.livejournal.com/11425.html). Он предложил серию "платьев в конвертах" уже к лету 66 года. На самом деле, это был его первый проект после открытия Дома и нашумевшего дебютного показа в феврале "12 экспериментальных платьев...", сделаных из металла и пластика. В последствии он подключил к делу цветную целлофановую пленку и т.д., однако идея сохранялась - костюмы самостоятельно держат форму, не опираясь на человеческое тело (еще одно пересечение с творчеством Чарльза Джеймса) и полностью подчинены функциональности. В 67 году по схожим принципам им была выпущена серия pacojamas - бумажных пижам для сети отелей "Хилтон".


 
  Хепберн в костюмах Рабанна; "Двое на дороге" (справа - одна из первых вещей, выполненных им из ПВХ)

Не удивительно, что тренд увлек именно Рабанна, архитектора по образованию. Ничуть не меньше, чем Карден был увлечен итальянскими футуристами, он был увлечен идеями русских конструктивистов (и, в частности, Варвары Степановой и Любови Поповой), для которых практицизм, связь с функцией и легкость использования были основными качествами вещи. Некоторые источники указывают, что идея бумажной одежды принадлежит также им. И, бесспорно, им принадлежит идея одноразовой одежды, которая отлично прижилась в униформенной и прозодежде. Как только новые материалы позволили безболезненно выбрасывать все надоевшее или ненужное - одноразовые стаканы, тарелки, салфетки, пеленки - и увеличивать скорость потребления, модная одежда также превратилась в одноразовый предмет. Благодаря новым материалам архитектура в этот же период тоже попыталась превратиться в разовый продукт: новую жизнь получили "геодезические купола "Фуллера" из сборных элементов (вполне в духе рабанновских наборов "Сделай сам") и модульные конструкции в традициях конструктивистов же - транформируемые жилые ячейки Джо Коломбо, модульная система "Хабитат" Дитера Шмита. (Очень ярко эта странная эстетика жизни в переносной витрине показана в фильмах великого комедиографа Ж. Тати, в особенности "Время игр" 67-го года). Все легко разбирается - жаль, что в Москве в последние десятилетия здания не строили такими же одноразовыми. К концу десятилетия был создан дом полностью из пластика (69г., "SuperStudio. Manhatten Project).


комплект Рабанна для самостоятельного изготовления платьев




  кадры из "Времени игр"; специально возведенные декорации


     



         Варвара Степанова (1926 г)

Собственно, бумажные платья, кроме первых образцов, тоже изготавливались не из бумаги - это был материал Kaycel (93% целлюлозы и 7% вискозы) или Dura-Weve (с нейлоном). В 66 году в США было продано сделанных из Kaycel товаров на сумму 50 млн дол., а через несколько лет - на невиданные в те времена 300 млн. Спрос был так велик, что пришлось вводить ограничения для закупщиков. Параллельно развивалась индустрия синтетических (литой полиэстер Ree-may компании DuPont) и искусственных материалов (Webril, нетканая вискоза компании Kendall) ("Real Live Paper Dolls" Time, 17 марта 1967). Все эти составы пришли из космических и военных технологий, так что Холодная война дала моде не только милитари-образы, шлемы, очки и прочие защитные атрибуты, но и повлияла на развитие стилистики футуризма, Mods и Fab. Рабанн первым использовал пластик не для пуговиц, а для цельных вещей, но уже через год после его кутюрного дебюта производители конфекциона начали вплавливать куски пластика в ПВХ и полиэстер, получая текстурированные сумки, платья и плащи с круговыми элементами и т.д. К концу 68 года одноразовые платья почти перестали быть бумажными - их делали из смеси 75% вискозы и 25% нейлона, как известную серию Poster Dresses (Harry Gordon для PosterDress Ltd.). За $2.98 их можно было несколько раз стирать, превратить в чехол для диванной подушки или настенный постер.









При этом новые материалы были вовсе не так выгодны в иготовлении, как их целлюлозный предок. Одноразовую одежду из них производили все реже, поскольку появились новые маркетинговые преимущества. Например, запатентованный Карденом синтетический заменитель шерсти Cardine (производитель Union Carbide) можно было формовать вакуумным способом, плавить по бесшовной технологии, создавать трехмерные рельефы, прозрачные "окошки", вплавлять аппликации. На фоне таких возможностей хипповская идея экологичности и безболезненной утилизации бумажных платьев как-то поблекла. И сугубая функциональность больше не считалась таким уж неоспоримым достоинством: в новых материалах она предполагалась изначально, однако привлекали в первую очередь их внешние качества. В этом одна из причин умирания тенденции к концу 60х. Этот взлет и падение интересно проследить по материалам недавних выставок Manufacturing Mod: Metal Tunics to Paper Dresses и Space-Age Futurism Fashion.


 
 


Однако, пока она процветала, это был очень серьезный бизнес. Вот короткий список сетей универмагов, которые открыли у себя специализированные отделы: Sakes Fifth Avenue, Lord & Taylor, Altman's, Bonwit Teller, Gimble's, отдельные "бумажные" бутики сети Abraham & Straus, сеть из 28 магазинов News Stand компании Josef Magnin Co. В начале 67-го продажи крупнейшего в США производителя Mars Manufacturing Co. составляли от 80 до 100 тыс. долларов еженедельно. В августе 66-го года в бумажных костюмах показались на публике "Битлз". Появилось даже поп-артовское платье (рекламная акция компании Campbell), которое до сих пор принято приписывать Энди Уорхолу, королю коммерческих тенденций (он, впрочем тоже приложился к движению не только своими ранними поп-артовскими работами, но и популяризируя платье компании Mars, предназначенное для самостоятельного раскашивания).  Похоже, всех увлекла идея, что длину можно менять просто ножницами, скреплять швы цветной клейкой лентой и не думать о сохранности одежды, которая вполне соответствует модным тенденциям. На удобство сделали ставку многие производители. Так, Sterling Paper Products заработали в 67 свыше 6 млн.  на продаже одежды для отдыха, избавив курортников от тяжелого багажа. В переводе на число покупок это означало, что несколько миллионов людей приобрели их платья и купальники с рисунком "зебра" (по $7.50 - практически самая высокая цена на рынке).


 
справа - работы Уорхола 64г. (печать на хлопке и трик.)

К осени 67-го, когда начался выпуск бумажных скатертей, занавесок и других товаров для дома, можно было утверждать, что в большинстве домохозяйств США есть хотя бы один предмет "бумажной моды". Для съемок в рекламе приглашают таких международных модельных звезд, как Дониаль Луна. Компания Hallmark даже начала выпуск гирлянl и украшений для вечеринок в комплекте с костюмами того же стиля - я с удовольствием приобретал бы это и сейчас. В этот период одноразовые вещи - практически самый популярный рекламный носитель. Кино- и звукозаписывающие компании выпускают одежду в лицами своих исполнителей. Это чуть ли не первый массовый выпуск такой продукции, производство которой до этого момента считалось неоправданно дорогим. С этого же времени тенденция довольно активно распространяется и в Европе, где (за исключением крупных английских городов) сохранялось традиционное недоверчивое отношение к непрочным вещам.


   
   



 


Впрочем, с развитием технологии проблема прочности была успешно решена. Целлюлоза с пропиткой и добавками позволяла создавать дождевики, бикини (на два или три купания), выдерживать одну легкую стирку. Многие платья выдерживали до 12-ти выходов (ну, если не встречались сигареты, дождь, пролитые коктейли и проч.). Однако, основной бум происходил в области дизайна. Силуэт далеко отошел от изначальной примитивной трапеции и в некоторых случаях был сложный, будто оригами. Дизайнеры предлагали из бумаги практически любой предмет - от шляп и серег до тапочек. На бумагу наносилось мерцающее покрытие, ее вывязывали (!) и лакировали, украшали искусственными камнями и броскими узорами. Вершиной этих изысканий стали платья компании Paraphernalia с вклееными семенами растений, которые прорастали при намачивании ("The Big Paper Craze" Mademoiselle, июнь 1967).


 
разные виды напылений


   модель Shari Mapes в рекламе Kleenex (67)


       современные бумажные кольца для самостоятельной сборки (лазерная резка)

Согласитесь, это куда больше, чем вы можете ожидать на 15 долларов - цена свадебного платья, самого дорого предложения на рынке (мужской костюм стоил 12). Средняя цена предмета составляла 3-5 долларов. Несмотря на такие низкие цены предсказывалось, что к 1980 годы четверть всех расходов на одежду будет приходиться на бумажные изделия. Правда, известно пальто за 200 долларов: дизайнер Джудит Брюер составила его из бумажных помпонов. Что-то похожее (накидку в форме лисы) создал Марджела для своей артизанальной коллекции несколько лет назад. Это одна из немногих заметных вещей бумажной моды последнего десятилетия. Ведется много разговоров о том, что быстрая мода сейчас влечет за собой не только эксплуатацию стран Третьего мира (что в ряде случаев сомнительно), но и с возрастающее загрязнение планеты (что абсолютная правда). Однако предлагаемые вещи, изготовленные из переработанных или быстро утилизируемых материалов (как, например, на недавней лондонской выставке Trash Fashion) до такой степени безобразны, что поневоле задумываешься, не хватит ли кусочков не очень грязной Земли на твой век, даже если покупать традиционные обновки каждый сезон.


 
  справа - костюм Hugo Boss (98); снимок слева - 66 год


      платье 68 г., сделанное и раскрашенное вручную


 дизайнер Judith Brewer в своей мастерской (66г)

Ну вот, вроде бы выговорился. Надеюсь, теперь тема меня подотпустит. В заключение - две фотографии бумажных вещей, выпущенных в 2009 известнейшими бельгийскими дизайнерами (Берендонком и Ван Сене) для посылторговской компании La Redoutte. Странности не прекращаются.


   


     Платье И. Мияке (2007)

here are examples of the s/s 92 cut-out designs. these are made of paper; the cutouts in user's picture look like fabric, but i still think it looks like the same collection. (the paper dresses were probably one of a kind handmade objects for the runway, whereas the stuff sold in stores would have been similar designs but of fabric).






Quote: Dresses made of paper were worn in Japan during the Kamakura period (1192-1333), and during the Edo period (1603-1867( expensive paper dresses were considered extremely stylish.

This paper dress would probably fit nicely into Japanese tradition. Japanese stencil paper designers created the cut pattern known as goshoguruma and momiji. Kawakubo thought that this cut pattern, used during production, looked lilke lace, but thought it a shame that after its use as a stencil the pattern never came out in the open. The use of paper as a material for a dress, and the idea of using the cutout pattern itself as the main feature of the dress demonstrate Kawakubo's original point of view where fabrics are concerned. from the book "fashion" (the kyoto costume institute collection)

Read more: 1970s-1990s The Japanese Avant-garde - Page 33 - the Fashion Spot http://forums.thefashionspot.com/f116/1970s-1990s-japanese-avant-garde-25936-33.html#ixzz1Gr4O5rBE

рост потребления, webril, история материалов, нейлон, ПВХ, dura-weve, полиэстер, Пако Рабанн, футуризм, потребительские тенденции, авангардная мода, материаловедение, потребительское поведение, kaycel, история моды, бумажная мода, ree-may, бумажные платья, практичная одежда, функциональность, конструктивисты, одноразовая одежда, мода 60х

Previous post Next post
Up