Цель этого поста рассказать, как формируется федеральный дорожный фонд и какие механизмы его наполнения возможны кроме системы взимания платы «Платон».
В Российской федерации существуют, в зависимости от уровня бюджета, дороги федерального, регионального и местного значения. Деньги, собранные с использованием системы «Платон» пойдут только в федеральный дорожный фонд на строительство и ремонт дорог федерального значения. На конец 2014 года только 53.3% или 27548 км федеральных дорог соответствовало нормативным требованиям.
Как формируется федеральный дорожный фонд?
Основные источники дохода дорожного фонда - деньги из федерального бюджета и 28% от
акцизов на нефтепродукты. Вот так формировался региональный дорожный фонд в 2014 году, согласно отчету Минфина, который можно посмотреть на их сайте:
Почти 300 млрд. рублей - это платеж из бюджета Российской Федерации, в планах правительства на 2016 год, было сокращение платежа на 40-50 млрд. рублей, поэтому было принято решение собирать деньги через «Платон», я так думаю. В заявленных задачах «Платона» - собрать 40 млрд. рублей в год в ФедДорФонд, хотя недостающие 40 млдр. можно собрать, увеличив акциз на топливо.
Размер акциза.
Принято считать, что мы платим акциз 3 рубля с литра, но на самом деле расчеты немного сложнее. Многое зависит от чистоты топлива и соответствия его определенному экологическому классу. Например, в прошлом году можно было продавать бензин не ниже Евро3, в этом году не ниже Евро4, а со следующего года не ниже Евро5. Поэтому в прошлом году покупая топливо на Роснефти третьего класса, мы платили в дорожный фонд 7.5 рублей с литра, а если заправлялись бензином Евро5, на Лукойле, то платили 4.5 рубля с литра. Это было сделано для того, чтобы нефтяные компании были заинтересованы производить качественный бензин.
Со следующего года акциз увеличили, и мы будем платить:
с литра бензина - 5.27 рублей, на 3-36% больше;
с литра соляры - 2.90 рубля, на 20% больше.
Тип нефтепродукта
2014
2015
2016
руб/тн
Бензины ниже кл.3
11 110
7 300
7 530
Бензины кл.3
10 725
7 300
7 530
Бензины кл.4
9 916
7 300
7 530
Бензины кл.5
6 450
5 530
7 530
ДТ ниже кл.3
6 446
3 450
4 150
ДТ кл.3
6 446
3 450
4 150
ДТ кл.4
5 427
3 450
4 150
ДТ кл.5
4 767
3 450
4 150
Прочее топливо
6 446
3 000
3 000
Авиакеросин
-
2 300
3 000
Прямогонный бензин
11 252
11 300
10 500
Нефтеперерабатывающие кампании, перед тем как произвести топливо, должны сделать заявку и указать, сколько тонн какого топлива они переработают в этом месяце, затем оплатить акциз, а уж только потом произвести, - таже схема, что и у Платона. На сайте казначейства можно посмотреть, сколько и каких видов акциза собрали в 2014 году -
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/. Состав акциза на нефтепродукты в федеральном бюджете:
Акциз
Зачислено в федеральный бюджет, руб
Бензин, производимый в РФ
66 918 306 103,30
Д/Т, производимое в РФ
39 062 351 079,45
Моторное масло, производимое в РФ
879 887 406,98
Бензин, ввозимый в РФ
10 220 790 660,49
Д/Т, ввозимое в РФ
371 054 065,55
Моторное масло, ввозимое в РФ
2 085 282 661,01
Учитывая, что с 2016 года акцизы будут увеличены на 20%, то с дизельного топлива дорожный фонд получит 8 млрд. рублей, плюс с бензина, как минимум 2 млрд. рублей.
Чем заменить «Платон»?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу несколько расчетов:
1. Как размер акциза влияет на наполнение дорожного фонда.
В 2014 году были три ставки акциза: 10725, 9916 и 6450 рублей за тонну, берем среднюю 9030 р/т или 6.30 рублей с литра бензина. Что дало федеральному дорожному фонду - 66.9 млрд. рублей (28% от акциза) + 172 млрд. рублей (72% от акциза) в региональные дорожные фонды.
Ставки акциза на дизельное топливо были: 6446, 5427 и 4767, средняя 5550 р/т или 3.90 рублей с литра дизтоплива. Федеральный дорожный фонд получил - 39 млрд. рублей, региональные дорожные фонды - 100 млрд. рублей.
Увеличение на 1 рубль акциза на бензин дает 10.6 млрд. рублей, только федерльному дорожному фонду, чтобы набрать 40 млрд., нужно увеличить акциз на бензин на 3.77 рубля за литр.
Увеличение на 1 рубль акциза на дизтопливо дает 10 млрд. рублей, чтобы набрать 40 млрд., нужно увеличить акциз на дизтопливо на 4 рубля за литр.
2. Как изменение ставки размер акциза влияет на наполнение дорожного фонда.
Также можно изменить норматив зачисления акциза в федеральный бюджет, увеличив с 28% до 30%, как это было в 2011 году, это даст еще 11 млрд. рублей.
3. Экономика перевозки: «Платон» против акциза.
С весны 2016 года за проезд по федеральным трассам с грузовика свыше 12 тонн необходимо заплатить 373 рубля за 100 км пути. Если увеличить акциз на 4 рубля, то при расходе дизтоплива 30-40 литров на 100 км, нужно будет заплатить 120-160 рублей за 100 км, в три раза выгоднее. Федеральный дорожный фонд при этой схеме получит 40 млрд. рублей, региональные фонды еще 102 млрд. рублей.
4. Мое предложение.
Если стоит задача наполнить плюсом Федеральный дорожный фонд на 40 млрд, то нужно увеличить акциз на бензин на 50 копеек с литра или 8250 рублей за тонну, акциз на дизельное топливо увеличить на 2 рубля с литра или 7000 рублей за тонну. И изменить норматив зачисления акциза в федеральный бюджет, увеличив 31%. В результате федеральный дорожный фонд получит 40 млрд. рублей, региональные фонды 50 млрд., дальнобойщики за проезд 100 км будет платить не 373 рубля, а 60-80 рублей. Единственно, что при этой схеме никак не учтены интересы Игоря Ротенберга.
Итог этого поста:
Есть существующие, созданные механизмы, которые позволяют без создания напряжённости пополнить федеральный дорожный фонд на необходимые 40 млрд. рублей. Не нужно мешать жить и работать людям!
Все данные и расчеты приведены за 2014 год, т.к. он уже закончился и можно посчитать, сколько за год поступило и сколько потратили. Также в расчетах используется усредненная плотность светлых нефтепродуктов: 0.7.
Также на сайте РОИ идет голосование
https://www.roi.ru/23295/ , за отмену системы «Платон», нужно поддержать!
Посмотреть на что тратят деньги при строительстве и ремонте дорог можно здесь -
http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=204# Также, 5 декабря в 14:00, на площади Труда заявлен митинг против системы "Платон", увидимся там!