К 2018 году нам обещают привести в порядок все дороги федерального значения, в рамках этого в 2013 году ремонтировали трассу Тюмень-Омск. Гарантийный срок составляет 4 года, но уже после двух лет эксплуатации эта дорога выглядит вот так:
Видно, что за два года асфальт не выдержал «такого отношения к себе», устал и решил сбежать. Стандартная отмазка подрядчиков в таком случае, что «дорога не выдерживает нагрузки, ездят фуры с перегрузом, поэтому выдавили асфальт». Я считаю, что просто не повезло с подрядчиком.
Тендер на ремонт дороги «Тюмень-Омск», на участке от 338км до 348км, выиграло ОАО «АэроДромДорСтрой», близкое к мэру Москвы Сергею Собянину и губернатору нашему Евгению Куйвашеву.
Если посмотреть конкурсную документацию, то видно, что это дорога III категории, с интенсивностью движение 2000-6000 машин в сутки, а значит
по СНиПу 2.05.02-85 нужно, чтобы слой верхний слой асфальта был не меньше 3см, нижний не меньше 6см. В проекте заложили толщину 11.5 см, на 27% больше, тем самым увеличив прочность дороги и стоимость ремонта. Также на площади 4517 м2 будет уложено три слоя асфальта толщиной 19 см. Плюс, в проекте заложен более качественый асфальт марки I, Тип А, хотя на дорогах третьей категории допускается применять более дешевый асфальт марки II. Но, если мы хотим, чтобы дорога служила долго - не нужно экономить!
Для сравнения на небольших европейских дорогах толщина асфальта 21 см, а на автобанах достигает 40см и более.
Асфальтовое покрытие дороги можно сравнить с плитой перекрытия в домах, чем толще - тем прочнее и тем большую нагрузку может нести дорога. Поскольку нормально уплотнить слой асфальта больше 7-8 см не представляется возможным, то укладывают несколько слоев, набирая нужную толщину. Желательно на всех дорогах, особенно федерального значения, укладывать три слоя асфальта, а верхний слой устраивать из износостойкого асфальта ШМА, который нужно хорошо уплотнить, чтобы щебень в этом асфальте соприкасался друг с другом для распределения нагрузки.
Естественно, если асфальт укладывали во время дождя, то между слоями осталась вода, которая не дает сцепиться слоям между собой, в результате нагрузку воспринимает только верхний слой асфальта толщиной 5 см, вместо положенных 11.5см.
В машиностроении, стандартный запас прочности 25%, в строительстве скорей всего подобные коэффициенты. То есть, если по расчету слой покрытия толщиной 9см выдерживает нагрузку 40 тонн, то увеличив толщину на 25%, до 11.25см можно продлить ресурс дороги в 1.5-2 раза. Если коэффициент запаса взять 1.7 или двухкратный, то ресурс увеличивается в несколько раз. Соответственно если вместо 9см уложить 5 см, то ресурс сократится, и дорога будет служить не 7 лет, а в несколько раз меньше. Поэтому ничего удивительного в том, что у нас дороги разваливаются раньше регламентного срока, даже раньше гарантийного - просто не хватает асфальта.
Теперь, возвращаемся к нашей дороги Тюмень-Омск. Если посмотреть Google Map, то видно как делали эту дорогу. Слева, на миникартинке - состояние работ в Июне, на основной картинке - состояние работ в Июле, по ссылке можно посмотреть панораму -
https://www.google.ru/maps/@56.253488,70.302348,3a,75y,252.12h,66.64t/data=!3m6!1e1!3m4!1sGVY1oMUgyB4NP7cAsutqZA!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru Асфальт «начал убегать» сразу после укладки, здесь -
https://www.google.ru/maps/@56.249261,70.271078,3a,56.6y,254.94h,70.74t/data=!3m7!1e1!3m5!1sth5GGQR0dh7ThQpDDQRjsg!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru И здесь -
https://www.google.ru/maps/@56.248169,70.262172,3a,75y,248.31h,60.25t/data=!3m7!1e1!3m5!1sGfHar63Hj9eO7qfahf7i2g!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru Причем, ямы образовались за месяц. Слева на миникартинке видно, что уложили слой асфальта в Июне, а в Июле уже появилась яма -
https://www.google.ru/maps/@56.241308,70.2165,3a,75y,244.36h,68.92t/data=!3m7!1e1!3m5!1sc4XjNxPju6Ui2kQ2HaB_4Q!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru Причем уложенный слой асфальта был настолько тонким, что сразу уже начинал слезать -
https://www.google.ru/maps/@56.230307,70.193075,3a,75y,248.11h,60.69t/data=!3m7!1e1!3m5!1sF9Ch_nN62kJaLXxJ7GOU4Q!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru Качество асфальта настолько плохое, что тут де начинали образовываться «паутинки», а после них и ямы -
https://www.google.ru/maps/@56.229116,70.188736,3a,75y,240.87h,58.5t/data=!3m7!1e1!3m5!1saU560McEW1pFlonn0s4v9A!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru Колеи также начали образовываться сразу -
https://www.google.ru/maps/@56.254959,70.312924,3a,75y,65.51h,68.82t/data=!3m7!1e1!3m5!1si3BsgWBormjrae_S0wIeCg!2e0!5s20130601T000000!7i13312!8i6656?hl=ru Ну и как закономерный итог - дорога через два года выглядит вот так:
Ежу понятно, что не было обеспечено сцепление верхнего слоя с нижними слоями, в результате нагрузку воспринимал только верхний слой асфальта толщиной, причем я сомневаюсь, что его толщина была 5см. Поэтому платить нужно было только за один слой, раз нет сцепления, или вообще не принимать всю работу. Но самое печальное, что за этот брак заплатили 100% -
http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process-info.html?reestrNumber=0362100008213000121 Заказчик этой дороги - ФУАД «Урал», который обслуживает дороги Свердловской, Пермской, Тюменской областей и ХМАО и не следит за качеством работ. В прошлом году на Московском тракте также укладывали асфальт во время дождя, подрядчик «Жасмин». Посмотрим, насколько этого ремонта хватит.
Подключайтесь, просмотрите на гугл картах свои дороги, давайте чиновников «плющить» за гарантийные дороги!