В настоящий момент террористическое подполье на юге нашей страны продолжает проявлять активность. Регулярно в российских СМИ появляются сообщения о введении режима контртеррористической операции в тех или иных районах северокавказских республик. Так, по оценке независимых СМИ, за 2014 год в Дагестане было ликвидировано 163 человека, причастных к деятельности вооружённого подполья. Масштабные спецоперации по ликвидации боевиков проводятся на обширных территориях, охватывающих тысячи километров, что свидетельствует о широкой распространённости подполья.
Чтобы понять, кто стоит сегодня за этим подпольем, следует приглядеться к тому, откуда оно вообще возникло на Северном Кавказе. Для этого нам необходимо вернуться в начало 1990-х годов. Именно тогда в регионе начали формироваться различные структуры «демократической» ориентации вроде «Народного фронта» и «Зелёного движения». Была создана видимость народного движения за независимость, в результате чего под видом «демократических» ополченцев в период августовского путча 1991 года были легализованы боевики.
Очень быстро политическая повестка перешла на сепаратистско-националистическую платформу Джохара Дудаева и Зелимхана Яндарбиева. Их становление активно поддерживали представители чеченской эмиграции за рубежом. Ислам Сайдаев утверждает, что за всеми ними стояли ЦРУ и западные фонды.
Зелимхан Яндарбиев на митинге памяти Джохара Дудаева
Очень быстро регион стал заполняться эмиссарами Аль-Каиды, ведущими свою пропаганду среди молодёжи,а также людьми «Братьев-мусульман» (одним из их сторонников внутри республики был уже упомянутый нами Мовлади Удугов). Изначально контакт с «Братьями-мусульманами» на предмет спонсорства и поддержки был налажен представителями турецкой, сирийской и иорданской диаспор чеченцев.
Совершенно новый этап начинается с появлением в Чеченской Республике шейха Фатхи Аль-Шишани, уроженца Иордании, воевавшего против советских войск в Афганистане. Шейх Фатхи, являвшийся доверенным лицом Усамы Бен Ладена, быстро сталдуховным авторитетом среди молодёжи. Именно под воздействием его проповедей был создан «Исламский Джамаат Чечни», который, в отличие от «Братьев-мусульман», ориентировавшихся на политические методы, «грезил» о новом «всекавказском» эмирате и придерживался стратегии захвата власти силовым путём. Именно «Чеченский джамаат» стал точкой притяжения террористических сил со всего мира.
Фатхи Аль-Шишани
Позиции «Джамаата» значительно усилились в 1995 году, с появлением в Чечне ваххабитского проповедника из Саудовской Аравии Амира ибн аль-Хаттаба, который организовал лагеря подготовки боевиков в чеченских горах. По словам Ислама Сайдаева, при прибытии Хаттаба из Таджикистана в Дагестан его сопровождал лично Усама Бен Ладен, уехавший оттуда после переправки Хаттаба в Чечню.
Амир ибн аль-Хаттаб
Пройдя подготовку в лагерях Хаттаба, новобранцы начинали разделять идеи «Джамаата». В результате своей сплочённости и фанатичности ваххабиты завоёвывали всё больше позиций. В лагерях Хаттаба был собран террористический интернационал со всего мира. Очень скоро в районе Сержень-Юрта образовался целый район под властью Аль-Каиды: там располагались несколько лагерей, самым известным из которых был хаттабовский«Кавказ».
О дальнейшей ликвидации власти террористического интернационала, вызванной усилением российской государственности и разочарованием рядовых жителей в «ичкерийском проекте» мы уже рассказывали.
Продолжение следует...