После месячного перерыва вернемся (виртуально) в Мадрид и продолжим считать дни, проведенные за все время путешествий в испанской столице.
Начну рассказ об одиннадцатом дне.
11) 5 февраля 2016 г.
Мимо самой старой мадридской площади Plaza de la Villa, о которой я здесь не раз писал,
мы пошли к базилике S. Francisco el Grande, чтобы осмотреть ее интерьер более подробно. Накануне вечером мы в нее ненадолго заглянули (см. предыдущую часть).
Повторю здесь
ссылку на испанскую википедию и покажу просто несколько фотографий.
Но сначала цитата из википедии:
"Базилика была построена в неоклассическом стиле во второй половине 18 века по проекту Франсиско Кабесаса, разработанному Антонио Пло и завершенным Франческо Сабатини. Здание выделяется своим куполом, который считается третьим по величине круглым сооружением в христианском мире; за его роскошное внутреннее убранство, выполненное в стиле эклектики в конце 19 века; и его картинная галерея, представляющая испанскую живопись 17-19 веков, с картинами Сурбарана и Гойи".
Картина Гойи "Проповедь Св. Бернардина Сиенского" является, безусловно, самой главной достопримечательностью базилики:
(надо увеличить, войдя во фликр).
Это ранний Гойя (1784 г.), в котором узнаются его идиллические картоны на третьем этаже Прадо, но и угадываются призраки позднего Гойи.
На картине Гойи "Луга Св. Исидора" мы видим панораму города из-за реки, где изображена базилика, как она выглядела в 1788 г.
(из сети)
Но вот картину Сурбарана "Св. Бонавентура принимает Св. Фому Аквинского" мы почему-то не увидели:
(из википедии)
Картина Гойи находится в капелле Св. Бернардина Сиенского.
Купол капеллы:
К живописи мы еще вернемся, но теперь обратим взоры на купол, который является одним из самых больших в мире.
"Купол S. Francisco el Grande имеет диаметр 33 м и высоту 58 м (72 м от земли). Что касается круглых куполов, то он является третьим по величине в христианском мире после Пантеона Агриппы (43,4 м) и Собора Святого Петра в Ватикане (42,5 м)" (из википедии).
Как написано в брошюре, продаваемой при входе в базилику, росписи купола являются выдающимися художественными сокровищами базилики и принадлежат
Карлосу Луису де Рибера (1815-1891).
В восьми секциях изображены ангелы, возносящие хвалу Богоматери Ангелов (Nuestra Señora de los Ángeles), которой посвящена базилика.
У основания купола художник Алехандро Феррант изобразил на дереве 12 пророков. Эти громадные четырехметровые фигуры вызывают иллюзию объема.
Посмотрим теперь на некоторые капеллы, начиная с главной.
Две симметрично расположенные кафедры в неоренессансном стиле являются работами итальянского скульптора Педро Николи.
Гигантские фигуры евангелистов (3 метра в высоту) выполнены из дерева, имитирующего бронзу, скульпторами Санмарти и Молинелли. Пьедесталы из черного мрамора с прожилками.
Живопись капеллы посвящена эпизодам жития Св. Франциска Ассизского и выполнена художниками Мануэлем Домингесом и Алехандро Феррантом в 1885 г.
Живопись в конхе абсиды, изображающая ангелов с атрибутами Страстей, принадлежит
Хосе Марсело Контрерасу (1827-1890).
Силлерия капеллы подлинно ренессансная и перенесена из монастыря Св. Иеронима в Сеговии (монастырь El Parral).
Некоторые другие капеллы.
Замечу, что каждая из боковых капелл содержит три больших фрески, но я фотографировал (как я понимаю, к сожалению) не все. Видимо, те, что привлекли мое наибольшее внимание.
Капелла Богоматери Милосердия
Художник - Карлос Луис де Рибера (1885).
Капелла Карлоса III
Фреска
Касто Пласенсиа (1846-1890) изображает коленопреклоненного короля Карлоса III, простирающего руки к Богоматери, которая должна передать ему ожерелье (цепь) ордена, основанного в 1771 г. по случаю рождения королевского внука.
В этой же капелле находится фреска
Эухенио Оливы (1852-1925), на которой запечатлена сцена провозглашения Догмы
Непорочного Зачатия папой Пием IX 8 декабря 1854 г.
Купол:
Капелла Св. Антония
Здесь я сфотографировал только фреску
Хосе дель Кастильо (1737-1793) "Встреча Св. Франциска и Св. Доминика в Риме"
Византийская капелла
Это "Распятие" выполнено Херманом Эрнандесом Аморесом (1823-1894) в 1885 г.
Капелла военных орденов Св. Иакова
В этой капелле я сфотографировал все три фрески.
Хосе Кассадо дель Алисаль (1830-1886). Св. Иаков в битве при Клавихо (1885)
Хосе Марсело Контрерас. Крещение в водах Иордана (1885)
Хосе Кассадо дель Алисаль и
Мануэль Рамирес Ибаньес (1856-1925). Утверждение военного Ордена Св. Иакова папой Александром III в 1175 г.
Купол:
Теперь пройдем в сакристий.
В сакристии, как во внутреннем клуатре (за главным алтарем) находится весьма обширная картинная галерея, но я сделал там всего несколько кадров.
В люнете фреска Контрераса "Божественный Пастух и Св. Франциск".
На противоположном конце галереи в люнете фреска этого же художника, изображающая медитирующего Св. Франциска:
Из галерей клуатра
покажу две картины.
"Св. Иоанн Креститель"
Гаспара де Крайера (1584-1669)
"Юный Франциск исцеляет прокаженного"
Сакариаса Гонсалеса Веласкеса (1763-1834)
В заключение некоторые витражи, расположенные под куполом.
Вот и всё.
Выйдем.
Кому посвящен памятник, не могу сказать.
Смотрим на мадридское заречье, туда, откуда смотрел Гойя на базилику.
После базилики мы поехали в галерею Тиссен-Борнемисы от станции метро La Latina, пройдя мимо церкви S. Andres и
нарисованных домов.
О Тиссене в следующей части.