Так названы 6 сонат для скрипки и клавира, которые были опубликованы в 1804 г. как сочинения Моцарта, и Кёхель дал им номера с 55 по 60. Что, кстати, странно, так как, в случае принятия гипотезы об авторства Моцарта, их относят к 1772-73 гг. Но тогда уже была сочинена опера "Lucio Silla", имеющая номер 135. "Митридат" (1770) имеет номер 87. После пересмотра каталога Кёхеля Альфредом Эйнштейном номер, близкий к номерам "Романтических сонат", получила Месса c-moll (K. 139/47a), сочиненная в 1768 г. (так называемая "Месса сиротского дома"); долгое время она время считалась значительно более поздним сочинением (как раз около 1772 г.).
Сложная история сонат подробно описана К. Саквой в комментариях к монографии Г. Аберта (часть 1, книга 1, стр. 504-507). Когда Констанца в 1799 г. представила их издательству "Брейткопф и Хертель", она писала, что не сомневается в авторстве своего мужа, но после того, как издатели нашли эти сонаты "совсем плохими", стала яростно отказываться признать их сочинениями Моцарта и настойчиво просила не издавать их под его именем. Тем не менее, они всё же были изданы как сочинения Моцарта.
Автор до сих пор не установлен, что косвенно вытекает из того, что в монографии П. Луцкера и И. Сусидко о них нет ни слова, кроме упоминания их в списке сочинений, приписываемых Моцарту. Есть сторонники авторства Моцарта, есть противники, и все, как водится, выдвигают "убедительные" аргументы.
На днях я прослушал их все (они коротенькие), и наиболее интересными показались мне первая (К. 55) и последняя (К. 60). Последняя, e-moll'ная, отмечена страстным и печальным характером и действительно может считаться "романтической". А первая (К.55, F-dur) задумана очень широко, и когда я ее слушал, то мне казалось, что я слушаю зрелого Моцарта. Выделяется скорбная медленная часть.
Наименьшее впечатление произвела предпоследняя, c-moll'ная (К. 59). Я подумал, что это мог написать любой "крепкий" композитор того времени, хоть Кожелух. Кажется, несколько лет назад я начал слушать эти сонаты именно с нее и не заинтересовался, бросил. А сейчас всё же решил прослушать все, о чем не жалею.
Все сонаты доступны на classic-online. Сейчас выложу как раз первую и последнюю, но если проявится интерес, могу выложить и остальные.
Выкладываю в двух исполнениях: традиционном, Вилли Босковски (скрипка) и Лили Краус (ф-но), записи 1954-55 гг.; и аутентичном, Антон Штек (скрипка) и Роберт Хилл (пианофорте), записи 90-х годов.
К.55 (Босковски, Краус)К. 55 (Штек, Хилл)К.60 (Босковски, Краус)К.60 (Штек, Хилл)