Jun 10, 2010 22:33
Несколько дней назад купил диск с записью немецкой премьеры Четвертой симфонии Шостаковича (К. Кондрашин, Дрезденская Штатскапелла, 1963) и все не собрался прослушать. Возникла идея - послушать сегодня, но почему-то отлынивал и попытался спрятаться за Гайдна - Квартет C-dur, op. 74, №1 (Amadeus Quartett), который доставил мне несказанное наслаждение. Думал отложить симфонию Шостаковича до лучших времен, но, почувствовав вдруг прилив слушательских сил, не удержался и поставил диск.
Странная вещь! Мне показалось, что кондрашинская же запись с нашим оркестром Московской Государственной филармонии намного выразительнее. Как бы то же самое, да не то. Федот, да не тот. Я все время ощущал некий холодок: немецкий оркестр играл, конечно, очень хорошо, но они словно бы старались сыграть "чистую музыку", что при исполнении Шостаковича далеко не достаточно*. Тем более, в этой симфонии, параллели ахматовского Реквиема. Еще можно вспомнить строки
Кровью невинных несытая, шайка убийц нечестивых
Долго лелеяла здесь злое безумье свое...
Пришла вдруг в голову нелепая мысль: кода симфонии, где на протяжении многих тактов звучит до минорное трезвучие (каждый раз, когда слушаю, вижу прямо кадр: отплывающая караульная вышка зоны, обнесенной колючей проволокой. Ночь. Все спят, кроме караульных), показалась мне антиподной параллелью к началу вагнеровской Тетралогии с его "разлитым" ми бемоль мажорным трезвучием.
________________________________________________
*Подобная метаморфоза произошла с тем же Кондрашиным, когда он исполнял Девятую симфонию Шостаковича с Концертгебау: все безупречно, но что-то не то по сравнению с нашим оркестром. Наверное, тот, кто играет Шостаковича, должен быть "оттуда". "Я знаю, я оттуда", - как написала в своей книге Г. Вишневская.
Не исключено, однако, что это просто я не воспринял столь тяжелую музыку в силу элементарной усталости от двухнедельной зачетной вахты.
Шостакович_симфонии,
Гайдн,
notes,
Гайдн_квартеты,
Вишневская,
Шостакович,
литература,
Эдгар По,
20 век,
Ахматова