Про один концерт

Jul 22, 2020 21:36

Один из признаков старческого маразма - болтливость. Вот и я впадаю в нее здесь на страницах ЖЖ.
Но вот тут были некоторые воспоминания о моей счастливой юности, и, листая свой дневник, я обнаружил такую запись:

6 января 1981 г.
Вчера - концерт в Большом зале.
Чайковский - Серенада для струнного оркестра, Барток - Концерт для альта с оркестром, Шнитке - "Лабиринты"

И всё. Никаких характеристик и впечатлений. И даже как протокол неполно. Но сохранилась программка: оркестром Московской гос. филармонии дирижировал Д. Китаенко, альтист - Ю. Башмет (тогда только лауреат международных конкурсов). "Лабиринты" были обозначены как музыка балета (5 эпизодов).
Мы были с женой и, если память мне не изменяет, и с моей мамой. Жена уже ждала первенца, которому было предначертано появиться на свет в начале мая, но он появился несколько раньше срока - 25 апреля.
Это был абонементный концерт фестиваля искусств "Русская зима" (я чувствую, как во мне просыпается ностальгия по счастливой жизни в СССР).
Наши места были в партере, где-то в середине. Прямо передо мной сидел Шнитке с женой, а в том же ряду, несколько левее, сидел Ф. Дружинин, в классе которого (после смерти В. Борисовского) учился ранее Башмет (а потом и прошел у Дружинина стажировку-ассистентуру). Дружинин пришел на концерт своего ученика.
Программа была составлена так, что всё первое отделение заняла Серенада Чайковского, во втором сначала исполнялся Альтовый концерт Бартока (это последнее, неоконченное, произведение великого композитора исполняется в редакции Тибора Шерли), а после него - "Лабиринты".
Как только кончился концерт Бартока, Дружинин встал и пройдя мимо Альфреда Гарриевича (ничего ему не сказав), ушел. Возникло впечатление демонстративного ухода.
Но еще было нечто забавное. Когда оркестр начал играть балет Шнитке, наш отпрыск стал в материнском лоне проявлять немалую активность, а жену начал разбирать почти неудержимый смех. Она не знала, куда деваться. Представляете мизансцену: прямо перед нами сидит автор, а смех подкатывает неудержимый. В музыке ничего смешного не было. Я помню, что мне кое-что показалось интересным, хотя в ту пору я относился к Шнитке весьма скептически. Уже несколько времени спустя, я радикально поменял своё отношение, испытав настоящее потрясение от 4-й симфонии. Но, вспоминая "Лабиринты", я смутно помню свои ощущения: мне представилось какое-то странное помещение (вроде старинного замка), я иду по длинным коридорам, а где-то играют на клавесине... Ударники в процессе исполнения активно перемещались по оркестру, и мое представление о каком-то необычном пространстве было не случайно.
Надо будет найти запись и прослушать.
К счастью, жене (не без моей помощи) удалось овладеть собой, и конфуза не вышло.
Вот такие мемории.
Классик правильно заметил:

На старости я сызнова живу:
Минувшее проходит предо мною.

PS. Балет "Лабиринты" написан в 1971 г. (соч. 67). Запись есть на классик-онлайн (Л. Маркиз).

концерты, Шнитке, Барток, Чайковский_сюита, Чайковский, мемории, семья

Previous post Next post
Up