Про музыку

Jul 21, 2020 19:12

Но уже не в самоизоляции, а на каникулах, которые, судя по всему, придется провести дома. Уже так присиделись, что и по Москве-то не больно хочется ездить. Благо Коломенское под боком.
Вообще по этому самому ЖЖ у меня, в виду некоторого кризиса жанра, есть три варианта:
1) продолжать что-то писать про путешествия, хотя реально старые трип-сюжеты почти иссякли, а новых не предвидится (и в этом отношении я совсем не похож на старого джентльмена из "Николаса Никльби" Диккенса, которой собирался начать новую жизнь, что очень радовало автора, которому было совершенно очевидно, что старой жизни его персонажу хватит ненадолго);
2) уйти вообще (жалко, так как уже увяз по уши и много труда положено);
3) писать о разных интересах (музыка, литература, философия, математика, физика, химия...)
Дыбр как таковой исключается напрочь.
Так что попробую про музыкальные впечатления недавних дней.
Как-то так вышло, что последнее время я слушал преимущественно Моцарта и Малера (очень странное сочетание).
Самым сильным впечатлением от первого был c-moll'ный концерт в аутентичном исполнении М. Билсона и Дж. Э. Гардинера. В этом исполнении музыка производит впечатление совершенно беспощадной (в 1 части и в финале). Оркестр блещет всеми красками, особенно выразительны линии деревянных духовых в таинственной и мрачнейшей коде 1 части. Никакого академического и ложноклассического парика не надевают на бедного Вольфганга, в чем практикуются и многие исполнители и музыковеды (не все, к счастью).
Малеровский "заход" был инициирован "Песней о Земле", о чем я уже писал. Потом переслушаны давно не слушанные вещи, а именно симфонии 1-я, 2-я, 5-я, 7-я и 8-я. Но сразу после "Песни о Земле" были прослушаны две реконструкции 10 симфонии (Р. Баршая и Д. Кука), о чем я написал в дружеском журнале:

Прослушал обе реконструкции: Баршая и Кука. Показались довольно близкими. Видимо, из-за того, что и тот, и другой отказались от досочинения (отсебятины). Может быть, финал выразительнее у Баршая.
Но это мои чисто слуховые впечатления, что почти нуль для сочинения такого уровня сложности.
Могу сказать только, что если бы Малер эту симфонию завершил, то она стала бы величайшим его сочинением и одной из величайших симфоний 20 века.
Кстати, диссонанс-"кластер" в кульминации 15 симфонии Шостаковича (финал) взят отсюда. Кажется, и Баршай об этом пишет.
(хотел дать прямую ссылку, но запись там подзамочная)

Вторая и Восьмая не произвели должного впечатления. Мне кажется, что эти симфонии нельзя слушать в записи, а можно только живьем. Вспоминаю совершенно потрясающее исполнение Второй Кондрашиным в мае 1971 г.
Наиболее сильное впечатление было от Пятой (К. Аббадо, Чикагский симф. орк.), особенно от ее великолепного финала, ну и от инфернального кондукта 1 части, слушая который, можно подумать, что машина времени перенесла автора в 30-е годы в СССР. Шостакович весь оттуда.
И вот сегодня пришла с утра идея прослушать 6-ю симфонию Шнитке (дир. Т. Отака). Честно говоря, я ничего не понял. Какие-то судороги. Что это? Ночные кошмары, мучающие автора?
И почему-то эта симфония Шнитке вызвала в памяти Пятую симфонию Онеггера. Проиграл с классик-онлайн в исп. С. Бодо с Чешским филармоническим оркестром. И, в существенном отличии от сочинения Шнитке, она произвела сильное и очень цельное впечатление (тоже страшно давно эта музыка у меня в доме не звучала). Замечательное сочинение, особенно катастрофический финал.
В конце картинка:



Корреспондируется и со Шнитке, и с Онеггером. Угадайте, откуда и кто автор (что совсем нетрудно).

в других сетях, Шнитке, мемории, ДДШ_15-я, blogspot, Диккенс, Моцарт_фортепианный концерт, Шостакович_симфонии, Козьма Прутков, концерты, аутентизм, загадки, Моцарт, друзья, Шостакович, Малер, Онеггер, ЖЖ, Акутагава

Previous post Next post
Up