Эту берлинскую запись на старых ETERNA'ских пластинках (в партии Закса Фердинанд Франц) прослушал полностью за два приема: вчера 1 и 2 акты, а сегодня огромный, длящийся 2 часа, третий. Последний раз я полностью слушал эту оперу (в той же записи) бог знает когда (где-то в 80-е годы; дети еще маленькие были), а потом только фрагментарно.
Я получил большое удовольствие, хотя был далек от восторга, испытанного тоже
довольно давно. Но в некоторых местах меня даже охватывало волнение, например, песня Вальтера или квинтет в конце 1-й картины 3 акта. "Моцартовский сад мелодий", - как охарактеризовал оперу the perfect Wagnerian Бернард Шоу. В молодости я ехидно заметил для себя в связи с репликой Шоу, что цветы этого сада выращены в теплице г-на Мендельсона. Ну, не знаю...
Однако занятно, что музыку оперы позднее растащили по опереттам. Интонации песни Вальтера явно слышны в том шлягере, что поет певица Дора Мартин в начале фильма Сабо "Мефисто". Конечно, растащили и упростили (чтобы не сказать, опошлили). Но опошлить можно всё, что угодно. Но вот "Фальстаф" Верди избежал участи опереточного опошления. Как и "Волшебная флейта" Моцарта, что вообще удивительно.
В то же время в "Мейстерзингерах" иногда мелькают намеки на Моцарта, но не на "Флейту", а на "Похищение из сераля". Карикатурные колоратуры Бекмессера отсылают к некоторым местам в партии Осмина. Может быть, даже сознательно.
Еще интересно, что в хорах, открывающих 2-ю картину 3 акта, упоминается Св. Криспин, о котором, и о его тезке-плуте, тут речь тоже
шла.