Jan 07, 2007 17:49
Давно таким "массивом" не слушал Вагнера. Надо было бы прослушать всю оперу, но нет возможности. С т. зр. меня, но лет эдак 30-40 назад ("но если бы оттуда посмотрела я на свою теперешнюю жизнь"), - это святотатство. Слушать оперу Вагнера не полностью, да еще с перерывами внутри акта! Святотатство.
Но как же хорошо! Например, когда юный Давид приходит к Заксу (а тот погружен в свои мрачные мысли), возникает наложение воробьиных прыжков Давида и горестной темы Закса. Я вдруг вспомнил томас-манновского Гете в "Лотте": "Что за птичий переполох эта юношеская любовь против упоительной польщенности, которую испытывает прелестная юность, когда старческое величие любовно избирает и возвышает ее могучим духовным чувством?" (т. 2, с. 603). И это - лишь маленькая деталь.
В общем, стоит только начать слушать Вагнера (тем более, после длинного перерыва), то тут же запишешься в вагнерианцы.
Слушаешь, следишь по нотам и цепенеешь от этого сверхъестественного мастерства. Сердце заходится. Я прямо чуть не умер от восторга, пока слушал.
PS. Как прав был Рихтер, когда писал, что Вагнер во многом предвосхищает Прокофьева!
Особенно сильно это чувствуешь в "Зигфриде" и "Мейстерзингерах".
(А конец "Ромео и Джульетты" великого С.С. просто "содран" у Вагнера).
И еще цитата из Рихтера: "У меня было три учителя: папа, Нейгауз и... Вагнер".
Т. Манн,
Прокофьев,
Гете,
Вагнер