Музыка в условиях самоизоляции

Apr 03, 2020 12:10

Где-то неделю назад мне приснилось, что я слушаю какую-то сонату Прокофьева, и она мне даже нравится. Чуть ли не Восьмую. Но эта соната всегда была мне симпатична.
Поставил под впечатлением сна Четвертую и Пятую (Дж. Лилл), но они не произвели впечатления. Через несколько дней прослушал Шестую в том же исполнении, и это было очень хорошо. Слушаешь музыку, как смотришь какой-то красивый футбольный матч высококлассных команд. Но футбол - тоже достижение человеческого духа.

Румяный шкипер бросил мяч тяжелый...

Нет, 4 последние сонаты Прокофьева я ценю и нередко слушаю.
***
Показанная недавно картина Альтдорфера про битву Александра Македонского и Дария вдруг вызвала призрак оперы Хассе "Клеофида", и я ее прослушал полностью (sic!), но в два присеста. В первый день одолел один диск из четырех. Не выдержал этой смертной скуки (как мне показалось; видимо, не настроил себя должным образом), но на следующий день дослушал до конца и даже кое-где с увлечением. Мне вообще трудно дается барочная опера, так как надо следить за перипетиями нелепого и запутанного сюжета. Но как вокальный концерт это даже интересно.
И еще одна опера того времени была прослушана на этих днях: "Катон Утический" Вивальди с участием Филиппа Жарусски (Арбак). И это россыпь великолепных, часто сверх-виртуозных, арий. Но и драматургия тут посильнее, чем у Хассе.
Из барокко также были "Stabat Mater" Перголези и А. Скарлатти. Плюс 6 замечательных concerti grossi последнего. Певицы в "Stabat Mater" - М. Френи и Т. Берганса (без хора).
***
Вчера, вспомнив, что у меня есть целый комплект дисков с мессами и реквиемами Керубини, прослушал Торжественную мессу d-moll, сочиненную для князя Эстергази (Миклоша II), которому, если не ошибаюсь, не пришлась по вкусу бетховенская месса C-dur.
В этой музыке немало достоинств, приятна уху ("Ничего приятного уху", - вспомнил я фразу С. Рихтера о Пятой симфонии Чайковского в исполнении Е. Мравинского), но вот потом поставил Мессу c-moll (K. 427) Моцарта, и она произвела впечатление гораздо более современного сочинения, чем месса Керубини, хотя была написана почти тридцатью годами раньше. В мессе Моцарта, конечно, самое поразительное - Kyrie. Потом - фуга Cum Sancto Spiritu, завершающая Gloria. А вслед за этим чувствуешь, что вдохновение покинуло мастера, он будто утратил интерес к тому, что сочиняет, и законченные куски следующих частей не производят впечатления, кроме чудесного "Et incarnactus". В целом, как я еще давно себе заметил, эта месса есть творческая неудача Моцарта, возможно, самая серьезная его неудача. Бился с ангелом баховской полифонии и охромел, как Иаков. Но для обычного таланта такая неудача - немыслимое достижение. А оратория "Кающийся Давид", в которую он переработал материал мессы, дописав некоторые номера специально для оратории, как-то не воспринимается. Даже не знаю, в чем дело. Не воспринимается с итальянским текстом; подсознательно подтекстовываешь латынью мессы и чувствуешь дискомфорт.
***
О клавирных концертах Моцарта я написал на блогспоте: 18-й и 19-й; 20-й.
И 16-й, в исполнении М. Билсона и Дж.Э. Гардинера понравился гораздо больше, чем обычно. Правда, на том же блогспоте я некоторое время назад написал, что недооценивал этот концерт.
Несколько раньше в разных интерпретациях слушал 17-й и по-прежнему отдаю предпочтение А. Бренделю и Н. Мэрринеру. Первая часть у них в этот раз не очень понравилась, как-то слишком нежно у пианиста, но вторая - выше всех похвал. Под музыку 9-го, безусловно лучшего раннего концерта, возникла ассоциация с медленной частью баховского скрипичного концерта E-dur (или D-dur в клавирной версии). Собственно, баховский концерт и "вызвал" моцартовский. Глубокая скорбь и экстатические прорывы мажора.

А. Скарлатти, Прокофьев, Мандельштам, Хассе, Керубини, Перголези, Моцарт_фортепианный концерт, Чайковский, Рихтер, Моцарт, Вивальди, Моцарт_мессы, Бах, Бетховен, Бетховен_мессы, Моцарт_оратории

Previous post Next post
Up