Тёрнер

Apr 21, 2019 12:27

Это совершенно уникальный художник, эволюция которого, быть может, еще удивительнее эволюции Гойи: от квазиклассических работ а ля Лоррен



("Закат Карфагена", 1817; галерея Тейт, Лондон)

до какого-то "безумного" "гиперимпрессионизма" (не знаю даже, как это определить)



("Дождь, пар, скорость. Большая западная железная дорога", 1844; Лондон, Национальная галерея)

Я никогда не был в Англии и не знаю, окажусь я там когда-нибудь (в ближайших планах этой страны нет), но я был на двух московских выставках Тёрнера: в 1975-76 гг. и на сравнительно недавней (где-то в конце нулевых годов, точно не помню). Выставка 70-х была совершенно фантастической, художник предстал перед нами во всем блеске и грандиозном масштабе своей эволюции. Я успел тогда на ней побывать чуть ли не в последний день, 20 января 1976 г., и в этот же день записал в дневнике:

Был на выставке Тёрнера. Меня потрясла (но именно потрясла!) только одна картина: "Скалистая бухта с классическими фигурами". У нас в музее есть похожий лорреновский пейзаж, но как у Лоррена совсем нет фантастики, какая есть у Тёрнера!
Классические фигуры:

Душа моя - Элизиум теней...

Это и Элизиум, и бездна, но самый ангельский свет содержит в себе что-то настолько нереальное, что вызывает чувство скорби - как завершение моцартовского "Kegelstatt-Trio".
И еще одна глубокая, по-моему, мысль этой картины - слияние человека со стихией, и, так же, как у Моцарта, стихия нежная и просветленная, но действительная, глубокая стихия, Космос.

Моцартовское трио я тогда сам разбирал по партитуре, так как записей нигде нельзя было купить. И должен сказать, что по сию пору никакая запись не произвела на меня столь же сильного впечатления, как собственная корявая игра. Особенно кода финала. Только, когда сам играешь, можешь полностью оценить масштаб, но это помогает и пост фактум, уже слушая, достраивать в уме реальную картину.
Но вернемся к Тёрнеру. Я стал искать его альбомы, что тогда было непросто. В конце концов разорился на большой импортный альбом за 75 р. (по тем временам большие деньги). Такие альбомы по разным художникам продавали в ту пору в "Доме книги" на Новом Арбате.
Ни в одном альбоме, однако, репродукции поразившей меня картины не было. Уже в интернет-эпоху я нашел несколько изображений в сети.
Покажу тут репродукцию с сайта "Артхив":




К сожалению, в большем разрешении загрузить нельзя (и инструменты фликра не помогают), но можно в моей подборке в "Артхиве" посмотреть в нормальном размере (но для этого, кажется, надо там зарегистрироваться).
Не дает, конечно, репродукция представления об этом поистине фантастическом полотне. Свет неба и темная бездна моря; "винноцветное море", ойнопа понтон, как оно престает перед Стивеном Дедалом в начале "Улисса" Джойса. И можно углядеть контуры вулкана.
Такое же экстраординарное сочетание темного моря и неба, пронзенного лучами заходящего солнца, мы видим в "Улиссе, убегающем от Полифема":




Эта картина уже давно устойчиво ассоциируется у меня с концом последнего моцартовского фортепианного концерта, с громовым уменьшенным септаккордом у солиста и следующей за ним "лестницей" фаготов и валторн. Я об этом тут довольно подробно писал. К сожалению, эту важнейшую деталь, да и не деталь, а событие в течении музыки, даже хорошие исполнители бесстыдно глотают.
На выставке 1976 г. я отметил и "Похороны на море":



(1842; Тейт, Лондон)

И тоже музыкальная ассоциация - Largo e mesto из 7-й сонаты Бетховена.
"...против течения, безмолвно скользя, безмолвный корабль"
("...upstream, silently moving, a silent ship").

Просто теперь посмотрим на некоторые картины.

"Залив в Байи с Аполлоном и сивиллой" (1823, Тейт)



"Вид Венеции с канала Джудекка. Церковь Санта Мария делла Салюте (1840, музей Виктории и Альберта, Лондон)



"Палестрина. Композиция" (1828, Тейт)



"Венеция, Пьяцетта. Обручение дожа с морем" (1835, Тейт)



"Паломничество Чайлд Гарольда. Италия" (1832, Тейт)



Все фотографии с сайта "Артхив", где можно посмотреть большое собрание фотографий картин художника. Я показал картины из своей подборки.
PS. Для сравнения - некоторые картины Лоррена (фотографии мои):



(Эрмитаж)





(ГМИИ)

И - цепочка ассоциаций разрастается - вспомним памятник Лоррену в римской церкви Св. Людовика (S. Luigi dei Francesi):








Вот видите: с чего можно начать и чем кончить. Никогда бы сам не подумал, что пост про Тёрнера завершиться фотографией монумента в честь Лоррена.

музыка, Моцарт_фортепианное трио, notes, Рим, живопись, Тютчев, мемории, artchive, Тёрнер, Бетховен_фортепиано, Моцарт_фортепианный концерт, Италия, Лоррен, Рим_церкви, Рихтер, Джойс, Моцарт, Петербург, ГМИИ, путешествия, Бетховен, Гойя, Эрмитаж, Москва

Previous post Next post
Up