История этой "розовой" церкви
![](https://farm1.staticflickr.com/848/27706684448_3c2c25c029_b.jpg)
(по-русски - церковь Пресвятой Девы Марии в Люскирхене) достаточно внятно описана в
русской википедии, а описание произведений искусства следует искать в
немецкой. Оттуда же и первая фотография.
Мы зашли туда 9 марта по дороге к собору, благо она находилась совсем рядом с нашей гостиницей.
Как написано в указанных источниках, эта самая маленькая из романских базилик Кёльна представляет интерес прежде всего тем, что там сохранились фрески 13 века, преимущественно в росписях сводов.
Но и помимо фресок там немало интересного. К тому же во время войны она пострадала значительно меньше других церквей города.
Войдем:
![](https://farm1.staticflickr.com/835/26707827497_c0dc4442d3_b.jpg)
(фото из википедии)
![](https://farm1.staticflickr.com/878/26707832087_9dc6eb9a5f_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/893/39768235200_086ac752dc_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/853/26707833397_74c0c67c9f_c.jpg)
Последние три фотографии - мои, как и все в этом сообщении, кроме особо оговоренных.
Один из самых ценных экспонатов во внутреннем убранстве - позднеготическая статуя Мадонны с младенцем, известная под названием "Шкиперской мадонны" (Schiffermadonna):
![](https://farm1.staticflickr.com/897/41535473642_6febe26f9b_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/826/26707827817_40f4665cc3_c.jpg)
(вторая фотография из википедии)
Статуя датируется 1410-20 гг., но в церкви оказалась скорее всего в начале 19 века и происходит из цистерцианского монастыря в Валленберге. Своим названием она обязана тому, что до 1868 г. была расположена на внешней стороне восточной абсиды, т.е. была обращена лицом к Рейну. С этим связаны две гипотезы: первая, что Мадонна особо почиталась рейнскими шкиперами (отсюда и ее название) и вторая, что сама церковь была основана шкиперским братством Св. Николая. Обе гипотезы оказались исторически несостоятельными. В частности, упомянутое братство возникло лишь в 17 веке, а основана была церковь в конце 12 - начале 13 века.
Сейчас статуя находится в северной части западной стены, в нише, расписанной художником Петером Хекером (
Peter Hecker, 1884-1971). Фреска изображает моряков, поклоняющихся Мадонне.
Теперь о главном - фресках.
Помимо росписей сводов в тимпане западного портала (с внутренней стороны) находится фреска 1220-30 гг., изображающая "Поклонение волхвов":
![](https://farm1.staticflickr.com/818/27706621938_0d8e403434_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/868/26707835037_2ae1938ed9_c.jpg)
Фрески сводов в центральной части изображают сюжеты Ветхого и Нового заветов, которые, так сказать, "параллельны". Изображения сгруппированы в некие "восьмилистники", где слева изображены ветхозаветные, а справа - "параллельные" новозаветные сцены. Структура всех восьмилистников, а также соответствующие сюжеты показаны на
сайте романских церквей Кёльна, конкретно на странице, посвященной фрескам нашей церкви. Обращаю внимание на то, что ссылки на Библию на указанном ресурсе даны согласно католическому и протестантскому канонам, что отличается от канона православного. Например, в сюжете "Омовение Неемана" дана ссылка на Вторую Книгу Царей, тогда как в синодальном переводе Библии этому соответствует 4-я Книга Царств (конкретно глава 5, стихи 1-19). По кликам выходят и мелкоформатные фотографии всех сюжетов.
Начну показ с википедийной фотографии одного из восьмилистников:
![](https://farm1.staticflickr.com/836/41561273502_41f4ef2003_c.jpg)
Поворот на 180 градусов:
![](https://farm1.staticflickr.com/873/26707827627_321164e93d_c.jpg)
Сюжеты:
Нижний лепесток - левая сторона - "Ветхозаветная Троица", правая сторона - "Благовещенье"
Левый лепесток - нижняя половина - "Рождение Исаака", правый лепесток - нижняя половина - "Рождество Христово".
Левый лепесток - верхняя половина - "Приведение в Дом Господа юного Самуила" (1-я Книга Царств, 1, 24-28); правый лепесток - верхняя половина - "Двенадцатилетний Христос в храме".
Верхний лепесток - левая сторона - "Омовение Неемана в Иордане", правая сторона - "Крещение Христа".
Но смотреть удобнее фотографию, повернутую на 180 градусов.
Дальше я не буду столь подробно комментировать (при желании можно с указанного выше сайта романских церквей получить всю информацию), а просто с небольшими комментариями покажу некоторые свои фотографии.
Показанный выше восьмилистник (его, как и любой подобный, можно рассматривать как четырехлистник, в котором каждый лепесток имеет два полулепестка):
![](https://farm1.staticflickr.com/890/39768233470_22cffffb38_c.jpg)
Здесь как раз сцена Крещения внизу.
По поводу цвета на фотографиях и их качества. Конечно, я не располагал профессиональной техникой - это раз; конечно, мне не хватало света - это два (и, главное, времени: тут надо ходить полдня и тщательно фотографировать все фрески, а у нас такого времени при 4-дневном визите в 2 города не было). Но я неоднократно наблюдал на сетевых и других "казенных" фотографиях искусственную перенасыщенность цвета (кроме прочих ретушей). Особенно сильно это меня удивило в
подземной церкви S. Grisogono в Риме: на буклете и в википедии главная фреска сияет всеми цветами радуги, а в реальности всё так поблекло, что вы и не сразу узнаете, что за изображение перед вами.
Так что любители высококачественных фоток на этом месте могут преспокойно прекратить чтение поста и заняться своими делами.
А мы кое-как продолжим ("Meatime we shall express our darker purpose").
![](https://farm1.staticflickr.com/793/39768233770_5d8dd34924_c.jpg)
Здесь достаточно отчетливо просматриваются "Ветхозаветная Троица" и "Благовещенье".
А здесь - "Бичевание Христа" и (слева) "Тайная вечеря":
![](https://farm1.staticflickr.com/891/27706619228_586c76e08b_c.jpg)
Далее за трубами органа можно рассмотреть "Сошествие Святого Духа на апостолов":
![](https://farm1.staticflickr.com/927/39768234770_a5109ff20e_c.jpg)
Два восьмилистника рядом (чтобы понять архитектуру целого):
![](https://farm1.staticflickr.com/916/39768234190_3c4352da71_c.jpg)
Росписи сводов над хорами (за органом глубоко), куда доступа нет, посвящены житию Св. Николая из Мир Ликийских, а росписи сводов у абсиды - житию и мученичеству Св. Екатерины Александрийской.
Вот эти фрески, находящиеся до сих пор в процессе реставрации, видны гораздо лучше (правда, возникает вопрос - откуда вдруг у фресок 13 века взялись такие яркие краски? Особенно по сравнению с предыдущими. Стало быть, что за реставрация?).
Но посмотрим:
![](https://farm1.staticflickr.com/843/27706618618_97c417601a_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/888/26707830367_aa191d3d10_c.jpg)
Вот на второй фотографии, в нижнем криволинейном треугольнике, можно рассмотреть осколки колес с шипами, страшных орудий смертельной пытки, которой хотели подвергнуть святую, и которые,
согласно преданию, были разбиты слетевшими с неба ангелами.
А ниже мы видим казнь святой (через отсечение головы) и похищение тела ангелами (после казни тело исчезло):
![](https://farm1.staticflickr.com/892/26707829717_62bef1a782_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/785/26707828357_56206fd2f5_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/924/27706618138_5aea0bbd83_c.jpg)
Перейдем к другим произведениям искусства, хранящимся в церкви.
Витражи (20-30-е годы 16 века)
![](https://farm1.staticflickr.com/939/27706623868_326c7e3557_c.jpg)
("Благовещенье" и "Мадонна с младенцем")
![](https://farm1.staticflickr.com/829/41535472962_7d54076468_c.jpg)
("Распятие")
Из википедии:
![](https://farm1.staticflickr.com/832/41535547362_cbd85797e6_c.jpg)
Опять моя фотография:
![](https://farm1.staticflickr.com/815/27706623278_0d222e64f3_c.jpg)
(Святые Елена, Матернус и Гереон)
Статуи
Как сказано и в немецкой википедии и на сайте романских церквей Кёльна, на хорах находятся две статуи 17 века: Св. Николая (с якорем) и Св. Матернуса (с двумя митрами в руке). Можно посмотреть
здесь.
Но на хоры подняться нельзя, а в самом пространстве церкви можно увидеть такие статуи:
![](https://farm1.staticflickr.com/917/41535472322_8254060c04_c.jpg)
Полагаю, что это Св. Матернус.
По поводу же следующего изображения ничего сказать не могу:
![](https://farm1.staticflickr.com/909/39768235540_894de1be23_c.jpg)
Эти 4 фигуры тоже не описаны в источниках, на которые я ссылаюсь, но думаю, что это 19 век:
![](https://farm1.staticflickr.com/927/39768235970_2054339825_c.jpg)
Св. Николай (с якорем) и Св. Матернус (с митрами) находятся между апостолами Петром и Павлом (так я думаю).
Эти статуи расположены за купелью второй половины 13 века:
![](https://farm1.staticflickr.com/839/26707834397_e490dee06c_c.jpg)
И еще несколько интересных объектов, о которых я не нашел информации.
Кафедра:
![](https://farm1.staticflickr.com/824/27706622648_5ea4296a28_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/806/27706622398_09b319d59f_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/858/27706622258_4a615a1ae8_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/935/41535470642_2e054aa513_c.jpg)
Вот такое замечательное "Благовещенье":
![](https://farm1.staticflickr.com/928/41535471672_ef38e2a38d_c.jpg)
Я не знаю, что это, т.е. кто автор и какое время. Могу только предположить, что это Триптих, о котором написано в немецкой википедии, являющийся копией работы Йоса ван Клеве (1524), выполненной
Бенедиктом Бекенкампом. То есть, мы видим Триптих в закрытом виде. Об этом в вики ничего не написано, но мое предположение не лишено оснований, так как в кёльнском соборе знаменитый
алтарь покровителей города работы Штефана Лохнера также на предпасхальный период закрыт, и там тоже показано "Благовещенье".
Еще вот такое "Распятие":
![](https://farm1.staticflickr.com/936/26707828907_d8336c994e_c.jpg)
(думаю, не раньше 17 века)
Pieta под картиной:
![](https://farm1.staticflickr.com/894/27706617368_80afcd137f_c.jpg)
(и Agnus Dei)
Кажется, мы закончили.
Покажу две фотки внешнего вида (не очень репрезентативные):
![](https://farm1.staticflickr.com/933/39768286290_d115e57d31_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/855/26707827297_e5d7bb3f2f_c.jpg)