Кёльн: церковь S. Maria in Lyskirchen

Apr 21, 2018 19:14

История этой "розовой" церкви




(по-русски - церковь Пресвятой Девы Марии в Люскирхене) достаточно внятно описана в русской википедии, а описание произведений искусства следует искать в немецкой. Оттуда же и первая фотография.
Мы зашли туда 9 марта по дороге к собору, благо она находилась совсем рядом с нашей гостиницей.
Как написано в указанных источниках, эта самая маленькая из романских базилик Кёльна представляет интерес прежде всего тем, что там сохранились фрески 13 века, преимущественно в росписях сводов.
Но и помимо фресок там немало интересного. К тому же во время войны она пострадала значительно меньше других церквей города.
Войдем:



(фото из википедии)








Последние три фотографии - мои, как и все в этом сообщении, кроме особо оговоренных.
Один из самых ценных экспонатов во внутреннем убранстве - позднеготическая статуя Мадонны с младенцем, известная под названием "Шкиперской мадонны" (Schiffermadonna):





(вторая фотография из википедии)

Статуя датируется 1410-20 гг., но в церкви оказалась скорее всего в начале 19 века и происходит из цистерцианского монастыря в Валленберге. Своим названием она обязана тому, что до 1868 г. была расположена на внешней стороне восточной абсиды, т.е. была обращена лицом к Рейну. С этим связаны две гипотезы: первая, что Мадонна особо почиталась рейнскими шкиперами (отсюда и ее название) и вторая, что сама церковь была основана шкиперским братством Св. Николая. Обе гипотезы оказались исторически несостоятельными. В частности, упомянутое братство возникло лишь в 17 веке, а основана была церковь в конце 12 - начале 13 века.
Сейчас статуя находится в северной части западной стены, в нише, расписанной художником Петером Хекером (Peter Hecker, 1884-1971). Фреска изображает моряков, поклоняющихся Мадонне.
Теперь о главном - фресках.
Помимо росписей сводов в тимпане западного портала (с внутренней стороны) находится фреска 1220-30 гг., изображающая "Поклонение волхвов":






Фрески сводов в центральной части изображают сюжеты Ветхого и Нового заветов, которые, так сказать, "параллельны". Изображения сгруппированы в некие "восьмилистники", где слева изображены ветхозаветные, а справа - "параллельные" новозаветные сцены. Структура всех восьмилистников, а также соответствующие сюжеты показаны на сайте романских церквей Кёльна, конкретно на странице, посвященной фрескам нашей церкви. Обращаю внимание на то, что ссылки на Библию на указанном ресурсе даны согласно католическому и протестантскому канонам, что отличается от канона православного. Например, в сюжете "Омовение Неемана" дана ссылка на Вторую Книгу Царей, тогда как в синодальном переводе Библии этому соответствует 4-я Книга Царств (конкретно глава 5, стихи 1-19). По кликам выходят и мелкоформатные фотографии всех сюжетов.
Начну показ с википедийной фотографии одного из восьмилистников:




Поворот на 180 градусов:




Сюжеты:
Нижний лепесток - левая сторона - "Ветхозаветная Троица", правая сторона - "Благовещенье"
Левый лепесток - нижняя половина - "Рождение Исаака", правый лепесток - нижняя половина - "Рождество Христово".
Левый лепесток - верхняя половина - "Приведение в Дом Господа юного Самуила" (1-я Книга Царств, 1, 24-28); правый лепесток - верхняя половина - "Двенадцатилетний Христос в храме".
Верхний лепесток - левая сторона - "Омовение Неемана в Иордане", правая сторона - "Крещение Христа".
Но смотреть удобнее фотографию, повернутую на 180 градусов.
Дальше я не буду столь подробно комментировать (при желании можно с указанного выше сайта романских церквей получить всю информацию), а просто с небольшими комментариями покажу некоторые свои фотографии.
Показанный выше восьмилистник (его, как и любой подобный, можно рассматривать как четырехлистник, в котором каждый лепесток имеет два полулепестка):




Здесь как раз сцена Крещения внизу.
По поводу цвета на фотографиях и их качества. Конечно, я не располагал профессиональной техникой - это раз; конечно, мне не хватало света - это два (и, главное, времени: тут надо ходить полдня и тщательно фотографировать все фрески, а у нас такого времени при 4-дневном визите в 2 города не было). Но я неоднократно наблюдал на сетевых и других "казенных" фотографиях искусственную перенасыщенность цвета (кроме прочих ретушей). Особенно сильно это меня удивило в подземной церкви S. Grisogono в Риме: на буклете и в википедии главная фреска сияет всеми цветами радуги, а в реальности всё так поблекло, что вы и не сразу узнаете, что за изображение перед вами.
Так что любители высококачественных фоток на этом месте могут преспокойно прекратить чтение поста и заняться своими делами.
А мы кое-как продолжим ("Meatime we shall express our darker purpose").




Здесь достаточно отчетливо просматриваются "Ветхозаветная Троица" и "Благовещенье".
А здесь - "Бичевание Христа" и (слева) "Тайная вечеря":




Далее за трубами органа можно рассмотреть "Сошествие Святого Духа на апостолов":




Два восьмилистника рядом (чтобы понять архитектуру целого):




Росписи сводов над хорами (за органом глубоко), куда доступа нет, посвящены житию Св. Николая из Мир Ликийских, а росписи сводов у абсиды - житию и мученичеству Св. Екатерины Александрийской.
Вот эти фрески, находящиеся до сих пор в процессе реставрации, видны гораздо лучше (правда, возникает вопрос - откуда вдруг у фресок 13 века взялись такие яркие краски? Особенно по сравнению с предыдущими. Стало быть, что за реставрация?).
Но посмотрим:






Вот на второй фотографии, в нижнем криволинейном треугольнике, можно рассмотреть осколки колес с шипами, страшных орудий смертельной пытки, которой хотели подвергнуть святую, и которые, согласно преданию, были разбиты слетевшими с неба ангелами.
А ниже мы видим казнь святой (через отсечение головы) и похищение тела ангелами (после казни тело исчезло):









Перейдем к другим произведениям искусства, хранящимся в церкви.
Витражи (20-30-е годы 16 века)



("Благовещенье" и "Мадонна с младенцем")



("Распятие")

Из википедии:




Опять моя фотография:



(Святые Елена, Матернус и Гереон)

Статуи
Как сказано и в немецкой википедии и на сайте романских церквей Кёльна, на хорах находятся две статуи 17 века: Св. Николая (с якорем) и Св. Матернуса (с двумя митрами в руке). Можно посмотреть здесь.
Но на хоры подняться нельзя, а в самом пространстве церкви можно увидеть такие статуи:




Полагаю, что это Св. Матернус.
По поводу же следующего изображения ничего сказать не могу:




Эти 4 фигуры тоже не описаны в источниках, на которые я ссылаюсь, но думаю, что это 19 век:




Св. Николай (с якорем) и Св. Матернус (с митрами) находятся между апостолами Петром и Павлом (так я думаю).
Эти статуи расположены за купелью второй половины 13 века:




И еще несколько интересных объектов, о которых я не нашел информации.
Кафедра:










Вот такое замечательное "Благовещенье":




Я не знаю, что это, т.е. кто автор и какое время. Могу только предположить, что это Триптих, о котором написано в немецкой википедии, являющийся копией работы Йоса ван Клеве (1524), выполненной Бенедиктом Бекенкампом. То есть, мы видим Триптих в закрытом виде. Об этом в вики ничего не написано, но мое предположение не лишено оснований, так как в кёльнском соборе знаменитый алтарь покровителей города работы Штефана Лохнера также на предпасхальный период закрыт, и там тоже показано "Благовещенье".
Еще вот такое "Распятие":



(думаю, не раньше 17 века)

Pieta под картиной:



(и Agnus Dei)

Кажется, мы закончили.
Покажу две фотки внешнего вида (не очень репрезентативные):






Рим-18, Рим_церкви, Кёльн, путешествия, Германия, Рим, Италия

Previous post Next post
Up