Леон: базилика S. Isidoro (1)

Oct 14, 2017 14:00

Романская базилика Святого Исидора (S. Isidoro, XII век) является вторым по значимости после Собора объектом в городе.
Подробно ее история описана в испанской википедии, к которой я и отсылаю заинтересованного читателя.
В этом сообщении мы посмотрим на базилику извне, особенно внимательно присмотримся к двум ее порталам с великолепными рельефами, а также заглянем в Пантеон королей. Во второй части войдем внутрь церкви.

1) Внешний вид.
Сначала в свете дня:










Здесь явно просматриваются и готические черты.






На последней фотографии видна Дверь Агнца (Puerta del Cordero), знаменитая своими рельефами в тимпане и вокруг него. На них мы еще посмотрим поближе.
А это Дверь Прощения (справа от Двери Агнца), тимпан и скульптуры которой тоже представляют значительный интерес.




К этой двери мы также подойдем потом поближе.
Вот еще очень хорошая фотография из Википедии:




Теперь вечер (мои фотографии):






Надо полагать, что на этой скульптуре епископ (он же и святой) приветствует паломника, идущего по пути Св. Иакова, и вручает ему индульгенцию.






Романская колокольня:








С одной стороны базилика примыкает к старой крепостной стене:












Ночное фото из Википедии:




Поговорим теперь о дверях и тимпанах.
2) Дверь Агнца (Puerta del Cordero)




Тимпан с рельефом Жертвоприношения Авраама является образцом романского стиля 11 века. Рельеф был позднее перенесен сюда из старой церкви, что вызвало некоторые нарушения композиции.






Следует обратить внимание на Десницу Господню, которая несоразмерно велика по сравнению с фигурами людей. Эта десница символизирует голос с неба, который удерживает Авраама от нанесения удара, а ангел держит жертвенного Овна.




"И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот назади овен, запутавшийся в чаще рогами. Авраам пошел, взял овна, и принес его во всесожжение вместо сына своего"
(Бытие: 22, 10-13.)

Можно только поражаться мастерству безымянного средневекового скульптора, представившего в рельефе эту библейскую сцену.

Вот Десница крупным планом на фото из Википедии:




Но Дверь Агнца интересна не только своим тимпаном. Слева и справа от входа находятся две большие скульптуры: Св. Исидора и Св. Пелагии-мученицы. Рядом со Св. Исидором стоит царь Давид, а выше пять (или шесть?) музыкантов. Отдельно, в концентрических кругах, показан скрипач. Скрипач находится и справа над статуей Св. Пелагии. Над нею же виден барабанщик. Выше всех этих рельефов, по всей длине портала, находятся рельефные изображения знаков зодиака.

Посмотрим на детали на фотографиях из Википедии.
Св. Пелагия:






Царь Давид и музыканты:




Портал увенчивается барочным фронтоном, где изображен Св. Исидор, скачущий на коне:



(фото из Википедии).

3) Дверь Прощения (Puerta del Perdon)




Название двери объясняется тем, что через нее в церковь входили паломники, идущие по пути Св. Иакова, чтобы получить тут индульгенции и отпущение грехов.
Рельеф в тимпане приписывается мастеру Эстебану, работавшему также в Сантьяго де Кампостелла и в Памплоне. Он в своей композиции следовал мастеру, создавшему тимпан Двери Агнца, но уже без мосарабских влияний (в свете мосарабских ритуалов было принято изображать именно Жертвоприношение Авраама вместо Распятия).
Тимпан заключает в себе три сцены (слева направо): Вознесение, Снятие с Креста и три Марии перед пустой гробницей.
Слева от двери находится статуя апостола Павла, справа - апостола Петра.








Фотографии из Википедии:




Три арки над дверью:




4) Пантеон королей

Едва ли не самым интересным объектом в Сан Исидоро является пантеон леонских королей с фресками XII века, отлично сохранившимися. Я думаю, что это самые замечательные фрески, виденные мною в Испании. Но фотографировать в пантеоне нельзя (туда, как и в музей базилики, можно войти только с экскурсией по расписанию). Но я решил показать тут фотографии пантеона, которые мне удалось наскрести в сети.




Помещение это производит неизгладимое впечатление (стоит присмотреться и к изумительным капителям колонн). И что меня особенно удивило: в изображениях евангелистов человеческие головы заменены головами символизирующих их зверей и птиц. На предыдущем снимке - орёлоголовый Иоанн. Это явная отрыжка язычества, и даже не эллинского, а древнеегипетского.

Благая весть пастухам:




Избиение младенцев:






Один из общих планов:




Тайная Вечеря:




Христос Пантократор в окружении евангелистов (Иоанн с головой орла, Матфей - единственный с человеческой, точнее, ангельской, головой; львиноголовый Марк и быкоголовый Лука):




На заднем плане видно Распятие.
Вот тут Лука с головой тельца очень выразителен:




И снова общий план:




На этом первая часть заканчивается.
To be continued.

Библия, путешествия, публикации, Саламанка, facebook, Испания, Леон

Previous post Next post
Up