Музыкально-исторический пируэт

Jan 19, 2017 12:54

Или историко-музыкальный?
Вчера я закончил прослушивание всех имеющихся у меня записей кларнетных концертов К. Стамица. Это прекрасная музыка. Возможно, что К. Стамиц был одним из тех (наряду с И.-Кр. Бахом), у кого Моцарт заимствовал идею певучего первого Allegro.
Но стоило после этого поставить кларнетный концерт Моцарта, так сразу стало понятно, что между ним и Стамицем - пропасть. А внешние оболочки очень похожи, хотя и на слух понятны огромные отличия в построении формы, искусстве эпизодов, в гармонии, полифонии (которой у Стамица почти нет) и ритме. В частности, как Моцарт взрывает форму "игривого" финального Рондо, какие обострения тут возникают, трагические срывы. Или вдруг открываются в кантилене необыкновенные перспективы.
К сожалению, далеко не все (даже умные и музыкально просвещенные) слушатели способны у Моцарта проникнуть за поверхность: "Очень красиво! Ну и что?".
После К. 622 вечером был и последний клавирный концерт (Р. Казадезюс/Дж. Сэлл), в чем-то по идее близкий и кларнетному концерту.
И вдруг после всего этого почему-то захотелось прослушать Струнный квартет Лютославского. И он так меня захватил, что сегодня я еще две вещи Лютославского прослушал: 5 песен для сопрано и оркестра (1957-58) и Виолончельный концерт (1970).
Еще в молодости я быстро, как только стал знакомиться с музыкой Лютославского, понял, что автор - гений. Не знаю даже, почему. Интуитивно. А от музыки Пендерецкого подобного ощущения не было. Замечу, что меня в этом поддержала М.Д. Сабинина.
Виолончельный концерт - сочинение абсолютно гениальное. Это, вместе с концертами Прокофьева и Шостаковича, сильнейшее, что в этом жанре может предъявить 20 век.
Значительный момент - начало 3-й части (почти сардонически названной Кантиленой). Вступают подземным гулом низкие струнные (впервые), а виолончель после этого действительно начинает петь. Но пение ведет к страшной катастрофе, открывающей путь финалу. Сколько пожарищ, смертей!




И вот конец - крик солирующей виолончели.




Никакого просветления, никакой надежды.
***
Бросило меня из Века Просвещения ко времени, в котором "бомбы падают атонально".

Прокофьев, Моцарт_инструментальный концерт, И.-К. Бах, Пикассо, М.Д. Сабинина, Адорно, 20 век, Шостакович_концерты, Моцарт_фортепианный концерт, Лютославский, Моцарт, 18 век, Шостакович, К. Стамиц, Моцарт_"Cosi fan tutte", Пендерецкий, ДДШ_126

Previous post Next post
Up