Ну что: ради Международного Дня Музыки можно и о музыке что-то написать.
Так сошлось, что в последнее время я слушаю почти исключительно своих "
двух единственных" композиторов - Моцарта и Шостаковича, преимущественно камерную музыку.
Квинтет Шостаковича слушал в трех исполнениях: С. Рихтер и Квартет им. Бородина, автор и Квартет им. Бетховена и Варшавский квинтет (старая польская пластинка "MUZA" - запись, по которой я и познакомился в юности с этим сочинением). Не знаю, какое из исполнений предпочесть. Но вот вдруг я понял, что финал квинтета "воскресает" в финале 13-й симфонии. И как точно решил Шостакович завершить трагическую симфонию "легким" финалом. Ведь напиши он помпезный, "жизнеукрепляющий" финал, то погубил бы всё сочинение.
Сегодня были 12 и 13 квартеты. Точнее, хотел было ограничиться 12-м, но 13-й как-то сразу начал звучать после 12-го, и я уже не мог выключить. Между этими квартетами существует более тесная связь, чем я раньше думал, но все мои прежние "истолкования" этой загадочной музыки разрушились, и я просто не знаю, "о чем" она. Хотя спрашивать, "о чем" чисто инструментальная музыка, тем более камерная, в высшей степени глупо.
Моцартовские квартеты переслушиваю сейчас с "Хагеном". Я стал выше ценить их интерпретацию К. 499, и полифония у них отчетливее, чем у "Альбана Берга", хотя звук суше (они явно тяготеют к аутентизму). Только что прослушал с "Хагеном" К. 589. В целом, меньше понравилось, чем у итальянцев, прочтение которыми предпоследнего квартета считаю эталонным. Но некоторые детали у "Хагена" отчетливее. Именно ввиду "графичности" их подхода.