Клементи - Сонаты op. 50: d-moll (N 2) и g-moll (N 3)

Mar 04, 2016 11:30

В сущности, эта музыка весьма вульгарна. И сентиментальна, многословна. Ну, никак не может кончить, думая, вероятно, чем бы еще ошеломить невзыскательную публику.
Странно, что мне в первый раз это понравилось, даже с Шубертом сравнивал (sic!). Это показывает, что падки мы на дешевые эффекты. Если и сравнивать с Шубертом, то, следуя одновременно Раневской и Г. Нейгаузу, можно сказать, что это уцененный Шуберт или Шуберт для бедных.
Известны слова Гете о моцартовском "Дон Жуане": "Ну разве же можно сказать, что Моцарт "скомпоновал" (Komponiert) своего "Дон Жуана". Композиция! Словно это пирожное, замешанное из яиц, муки и сахара. В духовном творении детали и целое слиты воедино, пронизаны дыханием единой жизни, и тот, кто его создавал, никаких опытов не проделывал, ничего произвольно не раздроблял и не склеивал, но, покорный демонической власти своего гения, всё делал согласно его велениям"
(Гете - Эккерману, 20 июня 1831 г.)
И то, что нельзя отнести к Моцарту, вполне приложимо к Клементи. Яйца, мука и сахар.
Зато каким контрастом ворвалась вчера в мои уши Седьмая соната Бетховена! Вот где гений.

Нейгауз, Моцарт_опера, Гете, Моцарт, blogspot, Моцарт_"Дон Жуан", Шуберт, Бетховен, Бетховен_фортепиано, Клементи, Раневская

Previous post Next post
Up