Oct 14, 2015 10:44
Прослушал вчера 10 песен Шуберта в исполнении Д. Фишера-Дискау (9 из 10 с изумительным Дж. Муром, а одну - "К Сильвии, D. 891 - с Хартмутом Хёллем). Начал с бесподобных "Весенних упований" (D. 686), которые вдруг возникли у меня в голове. Кстати, не повлияла ли эта песня на Вторую балладу Шопена?
Как-то я давно не обращался именно к песням Шуберта, и вчерашнее прослушивание просто меня обожгло. Никто не сочинял таких мелодий, даже Моцарт. Шуберта следует признать величайшим мелодистом в истории музыки. Но и гармония его роскошна.
Слушал и вспомнил слова К. Дэвиса о Моцарте:
"Моцарта можно понять, только зная его оперы. Тому, кто не хочет выполнять этого условия, лучше оставить этого композитора в покое".
Подчеркну: именно зная, а не просто прослушав несколько раз.
Его оперы, словно огромные планеты, притягивают к себе спутников - чисто инструментальные сочинения. Можно говорить о вещах круга "Фигаро", круга "Дон Жуана", круга Cosi fan tutte (эта опера наложила наиболее глубокий отпечаток на остальное творчество), круга "Волшебной флейты"...
И, в параллель к Дэвису, утверждаю, что понять Шуберта можно, только зная его песни. И тому, кто не хочет выполнять этого условия, лучше Шуберта не трогать.
концерты,
Фишер-Дискау,
Моцарт_опера,
Моцарт,
мемории,
дирижеры,
Шуман,
Шопен,
Дэвис,
Шуберт,
Р. Якобс