Моцарт - Клавирный концерт №19 F-dur, K. 459

May 08, 2014 19:50

Этот концерт почти лишен контрастов, что никак нельзя назвать недостатком. Рай для слуха! И это некая чисто инструментальная опера, лирическая буффа. Ближе всего к «Свадьбе Фигаро». Главная тема первой части похожа на тему первого дуэта Сюзанны и Фигаро (в музыке - восхитительный "синтез грации и достоинства», как кто-то выразился о Гёте). Связь ( Read more... )

Моцарт_"Свадьба Фигаро", аутентизм, Моцарт_опера, Гете, Моцарт, пианисты, blogspot, Альфред Эйнштейн, Шекспир, Моцарт_фортепианный концерт

Leave a comment

mendelbookinist May 8 2014, 16:30:00 UTC
Я впервые услышал этот Концерт в исполнении Шнабеля, купив двойник концертов Моцарта в его исполнении, когда еще учился в универе. Впечатление было ошеломительным, я тогда просто заслушивался его записью. Давно к этому концерту не возвращался, появился стимул.

Reply

abel May 8 2014, 16:35:20 UTC
Я думаю, что это тоже один из лучших концертов, но он очень своеобразен своим почти полным отсутствием драматизма.

Reply

mendelbookinist May 8 2014, 16:46:49 UTC
У меня такое ощущение, что у Моцарта, начиная примерно с 9-ого, нет "нелучших" концертов.

Reply

abel May 8 2014, 16:49:26 UTC
Пожалуй. Но я бы не стал драться за 14-й и 16-й. :)

Reply

mendelbookinist May 8 2014, 16:52:08 UTC
В 14-ом во второй части есть одно место божественной красоты, которое тоже с легкостью вводит его в сонм. :)

Reply

abel May 8 2014, 16:53:12 UTC
Там финал блестящий. Но надо будет переслушать.

Reply

mendelbookinist May 8 2014, 17:30:42 UTC
Послушал с превеликим удовольствием. Концерт, по сути говоря, гимн свету, радости и юмору. Во второй части заметен лишь совсем короткий уход в нежную печаль. Небольшое обострение есть и в третьей части, но оно не получает какого-либо особого развития.

Слушал со Шнабелем (дир. М. Сарджент). Должен сказать, что нисколько не померкло мое впечатление от его игры в этом Концерте, тонкой, остроумной, кристально чистой. Он, кстати, прекрасно передает то предвосхищение в первой части, о котором Вы упомянули. К сожалению, запись совсем старая, фактура прослушивается далеко не всегда как у пианиста, так и оркестра, но то, что слышно, просто великолепно, и я готов простить этот недостаток, что в моем случае огромное исключение.

Прослушав, снова захотел вернуться к 18 концерту, что сейчас и сделаю.

Reply

mendelbookinist May 8 2014, 18:15:59 UTC
Нет, все-таки 18 концерт меня не отпускает. Это было потрясение, когда я прослушал его некоторое время назад более зрелым слухом по сравнению с ранними усилиями. Да, я действительно был поражен. Только Моцарту удавалось совмещать в одном сочинении искрометный юмор, граничащий с озорством и даже необязательностью, с глубочайшим, беспросветным мраком. Он не только играл оттенками, но и показывал целые полюса. Вступление фортепиано после тутти во второй части - просто обрыв. Важнейший индикатор - соль-минорная тональность этого анданте. Моцарт редко писал в миноре, а если писал, значит, ему было вдвойне, что сказать.

Reply

abel May 8 2014, 18:20:38 UTC
Тональность соль минор (g-moll) - тональность итальянских оперных арий-ламенто (в опере 17-нач.18 вв.)

Reply

mendelbookinist May 8 2014, 18:24:12 UTC
Да, это некая ламентозность в этой музыке.

Reply

abel May 8 2014, 18:28:46 UTC
Но тоже не без юмора. Эта часть близка к печальному ариозо Барбарины в 4-м действии "Свадьбы Фигаро" (девочка скорбит по поводу утерянной булавки, скреплявшей письмо). Но там тональность фа минор. Ариозо это очень коротко и передает действительно детскую печаль, хотя по-своему сильную. Но в концерте этот образ получает мощное симфоническое развитие. Концерт закончен раньше оперы, но и этот концерт, и следующий как бы пронизаны духом будущей оперы.

Reply


Leave a comment

Up