Этот концерт почти лишен контрастов, что никак нельзя назвать недостатком. Рай для слуха! И это некая чисто инструментальная опера, лирическая буффа. Ближе всего к «Свадьбе Фигаро». Главная тема первой части похожа на тему первого дуэта Сюзанны и Фигаро (в музыке - восхитительный "синтез грации и достоинства», как кто-то выразился о Гёте). Связь второй части с арией Сюзанны “Deh vieni, non tardar” отмечена еще Альфредом Эйнштейном. Но таинственные имитации тут в еще большей степени, чем в опере, заставляет вспомнить шекспировского Просперо:
Ye elves of hills, brooks, standing lakes, and groves...
Финал - один из самых блистательных в моцартовских клавирных концертах. И тоже - финал оперы-буффа (или можно вспомнить дуэттино Сюзанны и Керубино «Aprite presto, aprite» из второго действия). Как верно заметил тот же Эйнштейн, «контрапункт использован тут для создания бурлески».
Одно драматическое обострение в концерте всё же есть: начало разработки первой части, что, между прочим, являет собой крайне лаконичное предвосхищение бурной середины Романса следующего 20-го, d-moll’ного, концерта.
Слушал в трех исполнениях (вчера и сегодня):
1) Р. Серкин, дир. К. Аббадо, Лондонский симф. орк.
2) М. Перайя (солист и дирижер), Английский камерный орк.
3) М. Поллини, дир. К. Бём, Венский филармонический орк.
Откровенно говоря, не знаю, какому из них отдать предпочтение. Самое начало, и первая часть вообще, ярче всего у Перайи, но в целом, пожалуй, самой совершенной могу назвать интерпретацию Поллини и Бёма. Серкин и Аббадо вчера как-то не вполне меня удовлетворили, но скорее всего это связано с моей вчерашней рабочей усталостью.
Хочу отдельно поблагодарить моего друга
mendelbookinist'а, который "завел" меня своей записью о 18-м концерте на моцартовские клавирные концерты. Я их достаточно давно не переслушивал, увлекшись не на шутку ранним Моцартом.