От Брукнера к Моцарту (плюс еще кое о чем)

May 04, 2014 13:12

На сей раз мой брукнеровский "заплыв" был весьма коротким. Прослушанная на днях Третья симфония (с тем же Г. Вандом), которая, увы, не является моей любимой у этого автора (по крайней мере, в своей окончательной редакции 1889 г.; помню, что редакция 1877 г. нравилась мне больше), побудила меня вернуться в сады Моцарта.

Подумай, и тончайшая дремота
Уже ведет меня в твои сады...

Трижды был прослушан Квинтет с кларнетом A-dur, K. 581. Если шнабелевская метафора "Моцарт - сад" имеет право на существование, то она в сильнейшей степени приложима именно к кларнетному квинтету.
Все три исполнения были на сей раз наши, и я люблю их больше всех слышанных мной "импортных" (было бы, кстати, интересно прослушать это сочинение в аутентичном исполнении со штадлеровским бассет-кларнетом). Первое - В. Соколов с квартетом им. Шостаковича, живая запись с "Декабрьских вечеров" 1988 г. (18 декабря). Хорошо в целом, но в первой части не была повторена разработка с репризой и почти все акценты fp были благополучно проигнорированы (что, к сожалению, очень часто приходится наблюдать в исполнениях Моцарта вообще). После этого была поставлена виниловая пластинка с теми же исполнителями, но запись студийная. Тут все повторения были соблюдены и акценты оказались отчетливее. В общем же, я считаю это исполнение одним из лучших.
Но вот только что прослушал (опять же на виниле) то исполнение, которое было первым в моей жизни и благодаря которому я и узнал это сочинение: квартет им. Бородина, И. Мозговенко (кларнет). Должен признать, что они играют выразительнее, чем В. Соколов со товарищи, несмотря на проигнорированные повторения в первой части. Во-первых, великолепно переданы все акценты fp, во-вторых, очень отчетливо проведена мелодическая линия у виолончели пиццикато в побочной теме; в-третьих, средний раздел разработки насыщен подлинным драматизмом и не воспринимается как цепь занудных секвенций (которые иной раз даже меня раздражают в моцартовских разработках). Это словно круги, расходящиеся от внезапно брошенного в тихие воды камня - предшествующих бурных имитаций. А замыкающий разработку имитационный раздел как бы накидывает узду на смятение чувств.
Вчера первое трио Менуэта вызвало в памяти Четвертую симфонию Брамса, которая и была прослушана. Любимая моя симфония с юности.
***
После захватывающего "Итальянца" А. Радклиф (точнее, Рэдклиф) читаю (в переводе) "Аббатство кошмаров" Т.Л. Пикока. Как-то не очень, несмотря на великолепный юмор. Параллельно читаю книгу Шинтана Яу и Стива Надиса "Теория струн и скрытые измерения Вселенной". Это захватывающе! Почище детектива. Кроме всего прочего, это гимн геометрии, тому разделу математики, который и пробудил во мне несчастную страсть к этой науке.
Очень понравилась такая мысль:
"И если говорить о том месте, которое она [геометрия] занимает, то лично для меня геометрия всегда была чем-то вроде скоростной полосы на автобане истины - наиболее коротким путем из точки, в которой мы находимся, в точку, в которой мы хотим оказаться. Это неудивительно, если принять во внимание, что большая часть геометрических исследований посвящена как раз указанной проблеме - нахождению расстояния между двумя точками" (с. 37).
Я очень жалею иногда, что не стал физиком-теоретиком или геометром. Та область математики, которой я занимаюсь, крайне от геометрии далека. Но "геометро-топологическая тоска" всегда меня снедала, и я с большим энтузиазмом отношусь ко всяким топологическим идеям в логике и теории языков. В молодости хотел даже статью написать "Язык и пространство-время", но так и не написал...
В свое время меня совершенно захватила интерпретация логического (алгоритмического, в частности) процесса как нульмерной динамической системы. И, например, квазигеометрическое доказательство одной весьма сложной теоремы в теории формальных языков (теоремы о суперпозиции кс-языков) гораздо проще и нагляднее чисто логического, связанного с занудными рассуждениями по индукции.

в других сетях, Пикок, Радклиф, Брамс, Мендельсон, facebook, Моцарт, Шинтан Яу, Моцарт_инструментальный концерт, математика, Брукнер, Вебер, Моцарт_камерная музыка

Previous post Next post
Up