О гениальном творении Брунеллески - куполе флорентийского Duomo S. Maria del Fiore - написано огромное количество текстов, и я не собираюсь состязаться с их авторами.
Этот купол огромен, он потрясает, когда вы находитесь рядом, то возникает ощущение, что он обрушится и раздавит вас.
Но если смотреть на него издалека, то он кажется легким, хотя грандиозность тоже сознается.
Вот тут видно, насколько он больше купола капеллы Медичи возле церкви S. Lorenzo ( со скульптурами Микеланджело), а ведь он тоже совсем не маленький.
А тут - одна из секций купола, снятая со смотровой площадки возле фонаря.
Огромная часть огромного целого. И тут уже мы сами готовы обрушиться вниз по этому страшному скату.
Так что действительно, "расстоянье чудно все преображает", как заметил один персонаж трагедии Кальдерона "Стойкий принц".
***
Еще одна вариация на тему купола.
Если в Риме идти от площади Св. Петра к Тибру не по широким Via della Concilidazione или Via dei Corridori, с которых громадный купол Микеланджело всегда виден полностью, а по боковой Borgo San Spirito, берущей начало от южной колоннады,
то возникает интересный эффект: поначалу почти полностью скрытый колоннадой, купол, по мере того, как вы удаляетесь, начинает открываться, вздыматься.
Похожий эффект с куполом Исакия имеет место в Петербурге, если идти (а особенно сильно, если ехать и смотреть назад) по Подьяческой в сторону Садовой.
***
Б.В. Левик в "Истории зарубежной музыки" уподобил финал последней моцартовской симфонии куполу, который увенчивает грандиозный собор. Продолжая это сравнение, я бы уподобил заключительное фугато (или, точнее, пятиголосный вертикально подвижной контрапункт) фонарю, увенчивающему купол.
На фейсбуке открыл
альбом по Флоренции.