Многие из нас стремятся к совершенству, но почти никто его не достигает. "Но не дано им было достичь струй Океана прекрасных".
Гениально изображена трагедия недостигнутого совершенства в повести Бальзака "Неведомый шедевр" (как трагедия казалось бы достигнутого совершенства - Cosi fan tutte Моцарта).
Интересно, что литературоведы отметили аллюзию к Бальзаку у Достоевского в "Идиоте", когда Рогожин приводит князя в дом, где лежит мертвая Настасья Филипповна. Даже не приводит, а умыкает, точно в ад.
Текст Достоевского: «Кругом в беспорядке, на постели, в ногах, у самой кровати на креслах, на полу даже, разбросана была снятая одежда, богатое белое шелковое платье, цветы, ленты. На маленьком столике, у изголовья, блистали снятые и разбросанные бриллианты. В ногах были сбиты в комок какие-то кружева, и на белевших кружевах, выглядывая из-под простыни, обозначался кончик ноги; он казался как бы выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен»(Достоевский, ПСС, 8, с. 503).
Текст Бальзака (перевод И. Брюсовой): «Подойдя ближе, они заметили в углу картины кончик голой ноги, выделявшийся из хаоса красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность, - кончик прелестной ноги, живой ноги. Они остолбенели от изумления перед этим обломком, уцелевшим от невероятного, медленного, постепенного разрушения. Нога на картине производила такое же впечатление, как торс какой-нибудь Венеры из паросского мрамора среди руин сожженного города».
(См.комментарий к роману «Идиот» (Достоевский, ПСС, 9, с. 459 )).
У Бальзака тут еще мотив разрушенной красоты, бодлеровской Pauvre Grande Beauté!.
Подобный же мотив появляется в «Пленнице» Пруста, в сцене смерти писателя Бергота. Бергот умирает в тот момент, когда он осознает все поразительно точное воспроизведение материи, жизни, в художественной форме, на холсте, в картине Вермера Дельфтского. Как только форма становится материей, наступает смерть (См. «Пленница», с. 164 - 165, в изд. "Республика").
Сознавая недостижимость совершенства, некоторые впадают в детскую браваду, изображая презрение к нему: "Я не ищу гармонии в природе...". Или П. Мещанинов в интервью "Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем музыкальной истории" ( Муз. академия. -1992.- С. 25 - 32), с оттенком пренебрежения говорит о совершенстве, которое, может быть, и нужно при исполнении Гайдна или Моцарта.