Своему другу
f_h_dis_gis я обязан сслылкой на электронный вариант книги выдающегося дирижера Э. Лайнсдорфа
"В защиту композитора".
Обращаю особое внимание на главку, посвященную постановке "Волшебной флейты" Моцарта. Я понял, что правильно сделал, что не стал (чисто инстинктивно) смотреть фильм-оперу Бергмана. Он был великим режессером, но оперу Моцарта ему было бы лучше оставить в покое (или написать свою, воспользовавшись хотя бы известным рецептом Б. Шоу). Что уж говорить о некоторых наших (и чужих) молодых и новомодных "гениях" оперной режиссуры!
Еще я порадовался тому, что некоторые мои соображения почти сорокалетней давности нашли подтверждение в этой книге. Например, о связи Cosi fan tutte и "Фиделио". Когда я имел несчастие одну из своих работ о Моцарте, где я писал о Рондо Фьордилиджи E-dur (№25) как об арии с облигатными валторнами, показать одной в высшей степени достойной музыковедческой даме, то был по этому поводу "оскорблен всеми возможными способами" (как сказала Лиззи Беннет, обращаясь к леди Кэтрин де Бур).
Впрочем, забудем за давностью лет.