Leave a comment

heelzaa November 24 2010, 19:50:51 UTC
потрясающая параллель

Reply

abel November 24 2010, 19:55:14 UTC
Какую параллель Вы имеете в виду? А то я сам запутался в своих параллелях... :)

Reply

heelzaa November 24 2010, 20:13:40 UTC
Моцарт -Блок. Но эпиграф тоже чудесный.
Так, а как по-Вашему, это современный "нью-эйджевский" вариант моцартовского сюжета ("я" вместо "сверх-я") или смысл неизменен, разница только в декорациях?

Reply

abel November 24 2010, 20:22:19 UTC
Моцарт тут, скорее, возник как фон, сам я удивился такому повороту сюжета.
Вот для ДДШ этот образ страшной силы, которая готова в любой момент вломиться и сокрушить все (финал "Черного монаха" Чехова), стал в его музыке одной из доминант. Особенно, во 2 виолонч. концерте, 13 квартете. Я с юности это остро чувствовал, но тогда этот образ был у меня философски обобщенным (:))): диалог философа с природой, а потом вдруг представилась мне реалистическая картина обыска (уже в зрелые годы).
Да вот, пожалуй, можно это понять как зловещую метаморфозу высокого возрожденчески-классического мифа.

Reply

mendelbookinist November 27 2010, 11:27:14 UTC
Все-таки при всей своей любви к поздним квартетам Шостаковича я нахожу его 13 квартет, несомненно замечательный, движением к тому абсолюту, который был достигнут им в заключительном 15. В 13 мне очень близко настроение, но не всегда хватает ясности мысли. В 15 - есть все.

Reply

abel November 27 2010, 14:58:51 UTC
Мысль 13 квартета предельно ясна. Лучше всего подходит к нему Мандельштам:
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок
и т. д.
Надо заметить, что первая тема взята из музыки к фильму Козинцева "Король Лир" - хоры плача.

Reply

mendelbookinist November 27 2010, 15:02:48 UTC
Мне не совсем понятен быстрый (кульминационный?) фрагмент этого квартета - не все в нем улавливаю. А вот остальные части запредельны гениальны и абсолютно ясны. Особенно финальная альтовая партия, перемежающаяся со стуком по инструменту, и предшествующий ей фрагмент. Замечательно и виолончельное начало.

Reply

mendelbookinist November 27 2010, 15:05:18 UTC
И все-таки я, с уважением воспринимая Ваши аллюзии к звонкам (понятно каким), расширил бы смысловое поле музыки позднего Шостаковича. Мне она кажется трагичной внутри себя самой, даже без отсылов к сложному времени, в котором пришлось жить композитору.

Reply

abel November 27 2010, 15:13:34 UTC
Хм, в молодости я смотрел на эту музыку очень широко, даже шире, чем Вы думаете. :)

Reply

mendelbookinist November 27 2010, 15:15:07 UTC
Так сохраним же широту убеждений и к старости! )

Reply

abel November 27 2010, 15:16:56 UTC
В старости все конкретизируется. А истина, как заметил один человек, конкретна.

Reply


Leave a comment

Up