Nov 05, 2010 13:06
Точно могу сказать, что после Ростроповича - лучшее исполнение.
Первая часть - замок Эльсинор: мрачное северное море (Mare Tenebrarum, как у Э. По в "Низвержении в Мальстрем"), темные переходы, гулкое эхо, крысы ("Or rats' feet over broken glass//In our dry cellar"; или - волшебная дудка Нильса, заколдовывающая полчище крыс [эта ассоциация пришла в голову не мне, а моему старшему сыну, тогда еще ребенку, на концерте, где какой-то немец весьма посредственно и бледно исполнил сочинение Шостаковича]), черные тени, явление Призрака.
Надо заметить, что тень Эльсинора (как на последних кадрах фильма Козинцева) легла на все позднее творчество Шостаковича.
А ведь сон - это тоже вещица,
Soft embalmer, Синяя птица,
Эльсинорских террас парапет.
Разоблачающая сила этой музыки поразительна, страшнее (и точнее) любых слов. Какая уж там "абстрактность" музыки! Наше Королевство Кривых Зеркал явлено там так отчетливо, что не приходится удивляться, что сочинение долго было под "полузапретом" (как и 13-я симфония), очень долго не выпускали пластинку (хотя по радио иногда передавали), крайне редко исполняли на концертах. Хорошо, мне удалось купить партитуру, и я, как мог, вгрызапся в музыку.
Мемуары Шостаковича, изданные Волковым, - развернутый комментарий именно к концерту опус 126.
Легерлёф,
Элиот,
Шостакович,
кино,
литература,
Козинцев,
Шекспир,
Эдгар По,
20 век,
Шостакович_концерты,
ДДШ_126,
Ахматова