Мне очень нравится такой анекдот про Альберта Эйнштейна:
Как-то его спросили, почему он не ведет дневника. "Но зачем?"- наивно удивился ученый. "Ну как: чтобы записывать пришедшие вам в голову удачные мысли". "Но за всю жизнь мне в голову пришли только две удачные мысли".
Вот еще анекдот, который я люблю рассказывать студентам, объясняя им сущность дифференцируемости:
Маленький сын спросил у Эйнштейна: "Папа, почему, собственно, ты так знаменит?" "Видишь ли, - ответил Эйнштейн, - когда жук ползет по мячу, он думает, что он ползет по прямой. На самом же деле он ползет по кривой. Мне посчастливилось быть первым, кто это заметил".
При этом я добавляю, что нам крупно повезло в том отношении, что мы живем в дифференцируемом (гладком) многообразии. Страшно подумать, что бы с нами сталось, если бы Тот, кто вшвырнул нас в экзистенциальную щель Времени, бросил бы нас в другую топологию: с изломами, существенными особенностями... Могло бы происходить то, что случалсь с неосторожными людьми в окрестности Золотого Шара у Стругацких в "Пикнике на обочине".
Кроме всего прочего, Эйнштейну принадлежит самая глубкая формула искусства Достоевского, какую я знаю:
"В ... беседе Салливэн упомянул о Достоевском. По его мнению, основной проблемой, которой занимался Достоевский, была проблема страдания. Эйнштейн ответил:
"Я не согласен с Вами. Дело обстоит иначе. Достоевский показал нам жизнь, это верно; но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия и сделать это ясно и без комментариев".
(Б.Г. Кузнецов. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие.- М.:Наука, 1972. - С. 525.)