Компания Yahoo первой - еще в 2006 году - поняла, что такое Facebook ....

Jan 02, 2011 00:09

Тому есть хорошо документированные доказательства, но об этом чуть позже.
Сослался на вышеприведенный факт только для того, чтобы пояснить суть бизнес-модели Yahoo, которую часто упускают из внимания, когда по тому или иному поводу начинают сопоставлять ведущие на Вебе ... поисковые механизмы.
Ранее уже ни раз тут отмечал, что компания Yahoo - в отличии например от того же гугля - никогда не выделяла поиск (среди всего остального спектра предоставляемых пользователям услуг) как критически наиболее важный для их бизнеса в целом.
Сначала - в первые годы после создания компании Yahoo - у них и вообще не было никакой системы автоматического индексирования вебовских страниц. Вместо того они вели ручную сортировку наиболее примечательных страниц веба по тематическим ветвям "дерева" создаваемых их штатными сотрудниками к тому директорий.
Потом они начали - плюс к тому - также и "брать в прокат" те или иные поисковые движки. Последним по времени - в списке их такого рода "прокатных" движков - является используемый ими сей час по договору с Микрософт Bing.
При всем при том компания Yahoo постоянно находилась в верхней части списка наиболее преуспевающих Интернет сервисов. Как такое могло происходить?
Дело в том, что компания Yahoo - c самых первых шагов её бизнес-активности середины 90-х годов - была ориентирована на поиск и приобретение (или иным путем включения в их бизнес-орбиту) наиболее на вебе многообещающих из вновь возникающих Интернет-сервисов, колторые далее уже представлены были миру под их брендом.
Соотвественно же и главная страница сайта Yahoo до самого последнего времени была наиболее посещаемой на Вебе отнюдь не благодаря одноименному поиску. Портал Yahoo всегда представлял собой - и в известной степени остается таким по сю пору - "парадный вход" в виртуальный универсам, где располагается значительная часть наиболее эффективных и популярных на вебе сервисов...
Хотя и поиск тоже - на чьем бы движке они его в тот или иной момент не гоняли - играл обычно заметную роль в общем объеме продаж, но и вовсе не по причине его качества, а по все той же - вышеописанной - причине.
К примеру компания Yahoo первой поняла масштаб того "золотого дождя" который вскоре сможет принести поисковым механизмам - в то время (на рубеже 2000-х годов) они еще оставались практически бесприбыльными - контекстная реклама.
Поэтому команда business-development Yahoo отыскала и поэтапно интегрировала в свою бизнес-структуру пионерскую в этой области компанию Overture, которая создала наиболее эффективный для того времени механизм контекстной рекламы аукционного типа.
К моменту когда "cледопыты" Yahoo вышли на контакт с Overture по данному поводу, создатели вышепомянутой аукционной системы котекстной рекламы уже не один год безуспешно пытались сделать относительно популярным их собственный поисковый механизм, чтобы получить возможность затем уже получать на нем доход от оригинальной их системы контекстной рекламы.
Однако поиск у них был крайне низкого качества и популярности не имел. Поэтому они с готовностью приняли предложение Yahoo о взаимовыгодном сотрудничестве при котром сравнительно популярный поисковый движок Yahoo ( популярный безотносительно его качества, а по ряду иных - вышеописанных - причин) работает с системой контекстной на нем рекламы от Overture. Через некотрое время Yahoo приобрела компанию Overture.
Этот успех Yahoo был также и прорыв для поискового бизнеса в целом. Потому что после того как гуглевые маркетологи увидели -- на ярком примере финансово плодотворного cинтеза "Yahoo-Overture" -- как именно можно наконец-то заставить лучший уже к тому времени их движок генерировать доход от поиска , то все остальное для них оказалась лишь "делом техники".
Иными словами, лавинообразно нынче развивающийся процесс покорения Гуглем веба был на самом то деле запущен командой business development компании ... Yahoo.
Как ранее уже о том здесь ни раз - в аналогичном контексте - напоминал, монополия Гугля остается под постоянной угрозой до тех пор пока Микрософт не сумеет - "если не мытьем, то катанием" - поглотить Yahoo.
Только с этого момента - как только Yahoo бесследно растворится в Микрософт - основатели Гугля станут с полным на то основанием считать себя безраздельно и навсегда полномасштабными властелинами Веб.
А вот теперь наверное будет самое время вернуться к истории несостоявшегося приобретения компанией Yahoo совсем юного в 2006 году стартапа Facebook. Для этого коротко напомним предисторию обсуждаемого события.
Февраль 2004 - Марк Цукерберг с друзьми по студенческой общаге в Гарварде запускают в своей комнате прототип того что потом стало именоваться Facebook.
Затея оказалась успешной - уже по весне того же года за пределами Гарварда к их сервису проявили интерес также и студенческие сети Стэнфорда, Колумбийского университета, Иеля.
Надо было потому отцам-основателям соотвественно же и принимать "единственно правильное" - в такой ситуации - решение. Отдать создателям Facebook справедливость именно так - "единственно правильно" - они и поступили.
Бросили все и ушли из Гарварда, не оглядываясь: "раз такое дело, гори огнём, больше мы малярничать [учиться в Граварде] не пойдем". Переехали в Кремниевую Долину.
К началу 2005 года поэтому общее число пользователей Facebook приближалось к миллиону ...
Май 2005 - сервис для cтуденческой молодежи что и говорить волнунюще прекрасен, но ... все тот же вечный вопрос перед создателями любого бесплатного сервиса на старте их возникает - "где деньги, Зин?"
Пошли они куда тут в Долине за тем обращаться положено. Показали статистику, нарисовали волнующие воображение перспективы. Получили первое под те мечты ихние о будущих от бесплатного сервиса золотых фонтанах финансирование на общую сумму в двенадцать миллионов и семьсот тысяч долларов.
Работа в оффисе ихнем -- расположенном теперь уже в финансово-идеологическом центре Долины, городке Пало-Альто -- продолжалась с новой от того энергией. А потому и на начало 2006 года оказалось у них где-то ни мало ни много а под 6 миллионов пользователей.
Апрель 2006 - опять крайне нужны деньги. Планы трещат, ресурсы тают ... Опять напряженные переговоры со следующей группой профильных стартапу источников рискового финансирования.
На неназванных условиях - очень непростых естественно - получают второй раунд финансирования в объеме уже теперь двадцать семь с половиною миллионов долларов.
Проходит еще несколько месяцев пикового уровня нагрузки... В этот то критический для компании момент в окно, как водится, постучала "волшебная фея".
Стартап Facebook посетили представители Yahoo и положили на стол убедительно мотивированное в цифрах предложение - покупаем компанию за миллиард долларов.
Напоминаю, что весь объем рискового финансирования, к тому времени этим стартапом выцарапанный из всех доступных им источников, сотавлял около 40 миллионов долларов. Yahoo предлагает миллиард.
Совместное совещание отцов-основателей Facebook с инвесторами двух уже состоявшихся раундов их финансирования было относительно недолгим. Мнения высказывались как водится разные однако преобладающего веса голоса понятным образом настаивали что миллиард надо брать.
Один только Марк Цукерман был не согласен. - Нет, этого делать не следует. Компания стоит больше - много больше...
Миллиардная сделка не состоялась. Нынче - спустя лишь четыре года - компания Facebook оценивается в пределах от 35 до 60 миллиардов долларов.
И тем ни менее, в бизнес практике Yahoo это следует отметить что редкий случай. Как правило ровно таким - или аналогичным тому - образом они и срывают банк.
Факт в любом случае остается фактом - задолго до того как кто-то еще, кроме разумеется самого Цукермана, разглядел контуры будещего фаворита гонки вебовских сревисов, это увидели эксперты business development компании Yahoo. На том Yahoo в сущности и стоит по сю пору.
________
Ccылки по теме:
Previous post Next post
Up