Ноябрь 1919 г. ВСЮР: Смертная казнь для ленинского Совнаркома

Apr 12, 2013 21:39




В ходе очередного обсуждения темы красного террора мне дали ссылку на весьма интересный документ - выписку из протокола заседания Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России А.И. Деникине.
Читатель, приславший ссылку в своем ЖЖ прокомментировал документ следующим образом
Оригинал взят у yadocentв Еще раз о бл…б…
«Благородные белые» из Особого совещания при главкоме ВСЮР Деникине 15/28 ноября 1919 приняли решение в случае взятия власти поголовно казнить всех членов партии большевиков, всех участников установления Советской власти, всех членов СНК, а также всех, кто воевал в рядах РККА и успел кого-либо убить или ранить.

Комментарий abc1918:
Мне это замечание показалось несколько поспешно-эмоциональным, но, чтобы найти более обоснованные суждения, мне нужна помощь читателей.

Хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:

Является ли представление начальника Управления юстиции, зафиксированное в протоколе, окончательно оформленным законодательным актом или это проект?

Если это законодательный акт, то каким образом он был доведен до общего сведения и до исполнителей?

Применялся ли он в судебной или иной репрессивной практике? Что об этом известно?

Можно ли считать нормы репрессивного законодательства (или репрессивные нормы законодательства) обоснованием и стимулированием массового террора?



№112

15 ноября 1919 г.

Председательствовал: генерал-лейтенант Лукомский.

Присутствовали: Н. И. Астров, С. В. Безобразов, М. В. Бернацкий, А. Д. Билимович, гене­рал-лейтенант Вязьмитинов, вице-адмирал Герасимов, генерал-майор Кортацци, И. М. Малинин, С. Н. Маслов, А. А. Нератов, Д. И. Никифоров, В. П. Носович, Н. В. Савич, В. А. Смыслов, К. Н. Со­колов, В. А. Степанов, генерал-лейтенант Тихменев, кн[язь] Г. Н. Трубецкой, В. Н. Челищев, И. П. Шипов, В. П. Юрченко и М. М. Фёдоров.

Объяснения давали: П. П. Тройский, В. Г. Коренчевский, В. Ф. Малинин, Б. Н. Смиттен, И. И. Су­хотин.

По Управлению юстиции

15. Представление начальника Управления юстиции о некоторых дополнениях поста­
новления Особого совещания об уголовной ответственности участников установления советской власти и лиц, содействовавших ее распространению и упрочению199.

I. Статьи 1, 3 и 8 постановления Особого совещания об уголовной ответственности участников установления советской власти и лиц, содействовавших ее распространению и упрочению (Собр. узак., 1919 г., ст. 95), изложить в следующей редакции:

I. Участники установления в Российском государстве советской власти, а равно сознательно
содействовавшие ее распространению и упрочению, подвергаются наказаниям на нижеследую­
щих основаниях:

Виновные в подготовлении захвата государственной власти Советом народных комиссаров, в участии в этом захвате, во вступлении в состав означенного выше Совета, в подготовлении захвата власти на местах Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов или иными подобного рода организациями, в участии в этом захвате, а равно сознательном осуществлении в своей деятельности основных задач советской власти, либо в содействовании осуществлению этих задач, либо в участии в сообществе, именующимся партией коммунистов (большевиков), или в ином сообществе, установившем власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских де­путатов или иных подобных организаций, либо содействовавшим укреплению этой власти или осуществлению ее задач, подвергаются: лишению всех прав состояния и смертной казни.

Сверх того, все принадлежащее осужденным имущество отбирается в казну.

Прочие же виновные в содействовании и благоприятствовании деятельности советской влас­ти, смотря по большей или меньшей важности сего содействия или благоприятствования, приго­вариваются:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы без срока или на время от четырех до двадцати лет или к лишению всех особенных лично или по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до шести лет.

Сверх того, имущество осужденных может быть отобрано в казну.

Если предусмотренные в предшедшей (2) части сей (1) статьи деяния сопровождались лише­нием жизни, покушением на оное, причинением истязаний или тяжких телесных повреждений или изнасилованием, виновные приговариваются:

к наказанию, в первой части сей (1) статьи установленному.

Если содействие или благоприятствование деятельности советской власти было несуществен­ным, то виновные подвергаются:

заключением в тюрьме на время от двух месяцев до одного года и четырех месяцев, либо аресту на срок от трех недель до трех месяцев, либо денежному взысканию от трехсот рублей до двадцати тысяч рублей.

Если виновный оказывал несущественное содействие или благоприятствование вследствие несчастно сложившихся для него обстоятельств8 или иной достойной уважения причины, то он освобождается от ответственности.

3. Судебно-следственные комиссии в тех случаях, когда признают, что содействие или благо­приятствование деятельности советской власти было несущественно, не передавая дела судебной власти, подвергают виновного наказаниям, означенным в части четвертой статьи 1; если же ими установлено будет, что обвиняемый вовлечен в преступление вследствие несчастно сложившихся для него обстоятельств15 либо иной достойной уважения причины, то освобождают его от ответст­венности.

8. Постановления Особого присутствия о наложении на виновных взысканий и о прекращении дела (ст. 1, ч. 4 и 5) почитаются окончательными и обжалованию не подлежат.

II. Установить нижеследующие правила производства расследования о виновности должност­
ных лиц гражданского ведомства в содействовании или благоприятствовании деятельности со­
ветской власти:

1. Должностные лица гражданского ведомства, как занимающие ко времени издания сего постановления должности в учреждениях, подчиненных Главнокомандующему Вооруженными Силами на Юге России, так и те, которые по мере освобождения новых местностей от большеви­ков будут восстановлены в прежних или назначены на новые должности, обязаны заявить о том,

а Далее вычеркнуты слова «опасения возможного принуждения», и к ним имеется помета фиолетовым ка­рандашом: «3 слова исключить. Деникин». Первоначально к этому предложению имелась помета прос­тым карандашом: «Приказываю этот текст изменить. Деникин», затем зачеркнутая.

b Далее зачеркнуто «опасения возможного принуждения», и имеется помета фиолетовым карандашом: «три слова исключить. Деникин».

Источник realizator71

Previous post Next post
Up