Текст от юриста, Оксаны Савиной.
https://www.facebook.com/superlawyerKsenia (Сохраняю сюда, чтобы не потерять)
"Проверки роспотребнадзора установили, что причиной отравления детей стал творог, произведенный в Липецкой области. Поставщик питания - Конкорд.
По следам бедствия и немного аналитики.
Елена Петрушина - драйвер родительского движения против замалчивания причин отравления детей в школах и детских садах. Ей было очень страшно, по мере проведения проверок и родительских обращений поступали сигналы о негативных последствиях ее позиции и правозащитной деятельности. Елена - уполномоченный представитель
Правовая Гарантия по направлению питания, автор доклада 7 ноября 2018 года на круглом столе ОНФ Москва о включении государственной гарантии охраны здоровья и питания в школах и садах в #стратегия2025, - при поддержке Объединение потребителей России - добилась своевременного проведения проверок в детских учреждениях роспотребнадзором, объединила родителей и привлекла юридическую поддержку для обращения в прокуратуру.
Теперь - аналитика. Об истории вопроса: ОТКУДА ОТРАВЛЕНИЯ? КТО ВИНОВАТ?
Безусловно, условие увольнения за действия директора, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь - при организации питания в школах.
Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания - кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.
Организация питания в школе должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:
- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ; - СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»; СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»; СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»; МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах» и пр.
Директор школы отвечает за организацию питания.
Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и Московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки питания, в связи с чем ответственность директора за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации, которая должна обеспечивать: наличие в организации СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнение требований санитарных
правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, и другие документы, в соответствие с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.
Кто же на самом деле контролирует качество и безопасность питания детей в школе? И какие должностные лица какой организации обязаны обеспечивать такой контроль?
По первому вопросу - безусловно поставляющая питание организация, но только до факта поставки питания в школу. В школе же, в соответствии с п. 14.4. СанПиН 2.4.5.2409-08, за организацией питания должны следить медицинские работники - в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью их закладки.
Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее?
Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации школы по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.
Из требований следует, что если за качество отвечает поставляющая организация, то за ее приемку в школе - администрация, которая обязана обеспечить на снятие пробы своего представителя. Как это обеспечивается на деле? Фактически - никак. Питание доставляется автомобильным транспортом в поточном порядке согласно расписания маршрута, представитель школы расписывается в товарно-сопроводительных документах, и на этом все. Есть ли в том вина директора? Очевидно, что нет. Однако, если качество питания имеет последствия - ответственность все равно на нем. Справедливо ли это? Вряд ли. Но имеем что имеем просто потому, что переход на контрактную систему абсолютно не привел к переходу (разделению) юридической ответственности.
Идем дальше. Кто отбирает суточную пробу?
С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору про СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник. В свете новых условий положения требования СанПин безусловно трактуются в отношении школы, но могут быть нивелированы заключенным договором с поставщиком питания.
Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока?
Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08, ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания школы на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносят в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.
То есть, согласно требованиям СанПин, работники пищеблока школы, осуществляющие раздачу и разогрев пищи, обязаны проходить внутренний медицинский контроль, а школа обязана обеспечить ведение контрольной документации. Как соблюдаются эти правила на деле в школах, подпавших под «оптимизацию» и медицинского персонала? Опять же - никак. Поскольку в школах, перешедших на оптимизационную схему медицинского сопровождения, штатный медработник фактически отсутствует. Следовательно, последняя линия контроля остается на поставляющей организации.
Виноват ли директор в рисках нарушении качества питания требований СанПин в связи с ненадлежащим состоянием кухни или состоянием здоровья ее сотрудников? Да, виноват. Может ли директор обеспечить требования СанПин в школе, если финансирование, хотя и максимальное, но подушевое, а главной задачей стоит сохранение и приумножение государственного бюджета? Вряд ли, если ставит целью сохранить работу. Будет ли справедливым его увольнение за подобные нарушения? Да, будет. Но в этот момент вспоминается знаменитая реплика участкового в фильме «Берегись автомобиля»: «Он, конечно, виноват!... Но он - не виноват!...»
В соответствии с СанПиН2.4.5.2409-08 нельзя привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
Однако, соблюдая данное требование, директор тут же опять попадает в ловушку «оптимизации»: принимая на работу персонал по конкретным видам деятельности, он так же и обязан обеспечить надлежащее исполнение персоналом возложенных на него обязанностей, в том числе и по требования гигиенического контроля, - но как же их исполнить, когда…
Из краткого анализа нормативных требований по организации питания в школе становится очевидным, что директор, хотя и является ответственным лицом, просто не имеет возможности обеспечить полный контроль за качеством питания: и потому, что в большинстве школ на региональном уровне выведены из штата медицинские работники; и потому, что типовыми условиями госконтракта зачастую не предусмотрен контроль за деятельностью подрядной организации со стороны школы; а так же и потому, что доставка питания производится в поточном порядке, при котором приемку питания со снятием пробы с участием представителя школы провести фактически невозможно по «времязатратам»…
В этой связи директор становится невольным заложником системных решений, сбой в которых то здесь то там «отзывается» то дизентерией, то отравлениями. «Кто шил этот прекрасный костюм?» - вопрос риторический, при ближайшем изучении которого становится очевидным, что ответственность руководителя за организацию питания - не более чем оставшаяся от прошлого декларация, не имеющая ничего общего с реалиями настоящего времени.
ПО этой проблеме вышел мой подробный материал во втором номере журнала "Управление школой" Издательского дома "Первое сентября" в июне этого года.
Видимо, его прочитали все, кому не надо. А кому надо - у тех руки не дошли.
Катастрофические нарушения законодательства при организации так называемого "бортового питания" - очевидны и доказаны: при наличии контроля проб питания в школе при его получении эти порции - не попали бы на столы детей по закону. А вот - попадают. Может быть, пора принимать меры, и привести организацию поставки питания и приготовления пищи в соответствии с требованиями закона?
Продолжение следует."
______________________________
Прикладываю ролик, где показано как скрывают и "опровергают" чиновники информацию:
https://www.youtube.com/watch?v=2ccB99_StVg&fbclid=IwAR0JbxqizfRvQWHGwHZNe4Y7fn4P4t068SQlfHpM8ZRZzTS10o5q2BbO7K4&app=desktop______________________________
Попытки
Елены Петрушиной привлечь юристов для помощи родителям пострадавших детей, для отстаивания прав их детей и недопущения такой ситуации дальше (все мы в одной лодке и дети юристов и чиновников ходят в те-же сады и школы) приводят к вырезанию постов из профильных групп, бану и стиранию роликов с Ютуба.
Если вы юрист (или студент юридического) и хотите помочь - обращайтесь в Елене, она координирует эту работу и надеется на вашу помощь. Возможно, что для вас это дело станет стартом в карьере, а возможно вы просто получите опыт и сделаете хорошее дело.