Изначально понимая, что черкесская делегация не сможет повлиять на принятие решений высшим обществом Великобритании, Дэвид Уркварт из приезда в Англию двух депутатов создал, действительно, сенсационное событие. Англичане и шотландцы, впервые увидевшие делегацию такого рода в своей стране, восторженно встречали экзотические фигуры двух черкесов. Черкесские вожди посетили публичные собрания в нескольких местах в Великобритании, таких как Эдинбург, Шеффилд, Ньюкасл, Престон, Манчестер, Маклсфилд и т. д. В каждом из этих городов местные газеты, описывая встречу с черкесскими депутатами, единодушно говорили, как о наполненной энтузиазмом встрече, не имеющей аналогов в своей истории.
«Два черкесских вождя доставили в Министерство иностранных дел обращение к Королеве от объединенных черкесских и абазинских народов, умоляя о защите Ее Величества от непрекращающейся войны, которую ведет против них Россия».
Sheffield and Rotherham Independent. Thursday, October 2, 1862.
«В пятницу два черкесских вождя, которые посетили эту страну с целью представления обращения к королеве, присутствовали на встрече, состоявшейся в мэрии Макклсфилда. В четверг они присутствовали на встрече в Престоне, через день или два они приедут в Манчестер. Объявление о том, что вожди появятся в своем родном костюме, привлекло большую аудиторию, зал был хорошо заполнен. Вожди были одеты в длинные свободные синие плащи с красными обшивками, а на головах у них были шляпы, сочетавшие в себе черты медвежьей шкуры и шляпы артиллериста. У них были длинные мечи и кинжалы, вонзенные в пояса. Они высокие, красивые мужчины, а один из них особенно сошел бы за англичанина. Взгляд глубокой серьезности добавляет к несколько поразительному характеру их внешности».
The Morning Post. Monday, October 6, 1862.
«Страдая больше от голода, чем от доблести русского оружия, черкесы, доведенные до отчаяния, в 1862 году послали в Англию двух депутатов. Один из них, Хаджи Хасан Хейдер, был в сорок лет стариком с восемнадцатью ранами на теле и измученным жизнью, прошедшей в лишениях и войнах с самого детства. Эти депутаты обратились к королеве с петицией от 26 августа, в которой они заявили, что их страна независима, что Османское правительство никогда ею не обладало и поэтому Россия не может претендовать на нее в силу каких-либо договоров с Портой. Они жаловались, что Россия заставила Европу поверить в то, что черкесы-варвары или дикари, которые, если их оставить в покое, уничтожат имущество своих соседей. Россия, конечно, сделала все от нее зависящее, чтобы распространять такое мнение. Сообщается, что покойный Саид-Паша, вице-король Египта, однажды заговорил о черкесах, и присутствовавший при этом российский консул не упустил возможности сделать замечание: «если человек крадет лошадь или корову, мы называем его Черкесом. - Да, - ответил Паша, - и если он захватит целую провинцию, то его назовут царем».
The Quarterly Review. V.116 - 108.
«Вчера вечером в Ратуше было проведено публичное собрание, на котором прозвучали обращения двух черкесских вождей, которые были посланы своими соотечественниками посетить эту страну с целью возбуждения движения в их пользу против репрессивного поведения российского правительства. Посещаемость была очень многочисленная, комната была переполнена со всех сторон. Вожди были одеты в живописные костюмы своей страны, и их встречали на входе с восторженными возгласами. Их зовут Хаджи Хайден Хасан и Кустар Огли Исмаэль».
Sheffield and Rotherham Independent. Thursday, October 16, 1862.
А это обращение жителей города Данди к черкесским вождям от 22 Октября 1862 года.
« Хаджи Хайдену Хасану эфенди, Кустару Огли Исмаэлю эфенди.
Джентльмены, - мы, жители Данди, собравшиеся на публичное собрание, пользуемся этой возможностью, чтобы выразить наше искреннее сочувствие черкесскому народу за мужественную и героическую позицию, которую он занимает на протяжении более сорока лет, защищая свою любимую страну от подавляющих армий России.
Народ вашей страны поручил вам обратиться за конституционной помощью к британской нации в деле обеспечения соблюдения международного права; правительство отказало Вам в этой помощи. Теперь вы обращаетесь к народу Британии, и еще предстоит выяснить, будет ли это обращение выслушано, а решение отменено. Мы просим вас - независимо от того как эта проблема разрешиться - передать народу Черкесии наше теплое одобрение; они мужественно оспаривали свое право жить счастливо и свободно, потому что независимы. С тяжелым сердцем мы прощаемся с вами, но мы знаем, что в настоящее время вы не пощадите себя дома. Когда вы вернетесь к своим немногим выжившим товарищам, вашим толпам скорбящих вдов и беспомощных сирот, сказать, что правительство этой страны не услышало ваши душераздирающие апелляционные жалобы, не забудьте сообщить им, что жители этого города, и, можно сказать, Шотландии в целом, были глубоко тронуты любовью ко всем вам, когда вы пришли к нам, что мы признаем наш долг помочь вам и готовы выполнить его.
Д. Йеман, председатель».
Газета «Данди Адвертайзер» описала черкесских вождей следующими словами:
«Вожди - два замечательных человека. Их внушительная осанка, их романтическая одежда, их темные торжественные и пронзительные глаза, как глаза ястребов, орлиное выражение лица и их естественное достоинство делают их людьми, превосходящими других, и помогают нам понять, почему русские орды, как волны, бесконечно катились к подножию Кавказских гор, только для того, чтобы быть разбитыми и отброшенными назад, как волны, которые падают на берег скал».
Dundee Advertiser. October 24. 1862
«Черкесская депутация в Эдинбурге. 25 октября 1862. Мы, нижеподписавшиеся граждане и жители Эдинбурга, просим ваше сиятельство созвать общественное собрание для того, чтобы принять делегацию Черкесов, находящихся сейчас в этой стране, и рассмотреть заявления, сделанные ими и от их имени».
«В соответствии с вышеизложенной просьбой я приглашаю провести открытое заседание с указанной в нем целью в Куин-стрит-холле во вторник 28-го числа, в два часа дня. Браун Дуглас, Лорд-проректор. Эдинбург, 25 октября 1862 года».
The Caledonian Mercury. Monday, October 27, 1862
Кстати, в Эдинбурге было проведено еще одно собрание, для того, чтобы представители рабочего класса тоже могли бы встретиться с черкесской депутацией.
«Черкесская депутация в Эдинбурге. Вчера днем состоялась открытая встреча в Квин-стрит-холл с целью принятия черкесской депутации, а также ряд выступлений от их имени. Собрание выдвинуло ряд резолюций, выражающих сочувствие делу и страданиям черкесского народа, и завершило их предложением обратиться к правительству, чтобы сохранить нейтралитет Черного моря и тем самым предотвратить блокаду Россией Черкесского побережья. Резолюции были приняты единогласно. Аналогичное заседание состоялось вечером, чтобы дать возможность рабочим классам увидеть депутацию и заслушать ее дело».
The Courier and Argus from Dundee. Wednesday, October 29, 1862.
«Вчера в зале Большого жюри городской ратуши состоялось заседание Торгово-промышленной палаты Лидса, на котором приняли двух черкесских вождей, Хаджи Хасана Ефенди и Констана Оху Исмаеля Ефенди, которых соотечественники отправили в Константинополь, Париж и Англию с целью установления торговых отношений».
The Leeds Mercury. Friday, October 31, 1862.
«Вчера вечером в Уиттингтонском клубе состоялось публичное собрание для приема черкесских вождей, которые сейчас находятся в этой стране и пытаются привлечь внимание правительства и народа к посягательствам России на Черкесию. Черкесские депутаты, Хаджи Хайден Хассан и Кустар Огли Исмаел, появились в военном костюме своей страны, и им очень аплодировали. Председатель заявил, что Ее Величеству было представлено послание, подписанное депутатами, в котором излагаются несправедливости, причиненные их стране агрессией со стороны России. Посланики умоляли Ее Величество защитить черкесов от России. От графа Рассела был получен ответ о том, что Ее Величество получила адрес, но что правительство не может вмешиваться. Затем г-н Стюарт Роллан сделал несколько замечаний, в которых он заявил, что совещания проводились в Манчестере, Эдинбурге и других городах, с тем, чтобы довести дело депутатов до сведения общественности. Результаты этих встреч были весьма обнадеживающими. После некоторого дальнейшего разговора было решено создать комитет с целью проведения в Лондоне центрального публичного собрания, на котором будет рассмотрена политика России в отношении Черкесии».
Daily News. Thursday, November 6, 1862.
«Черкесские вожди в Лидсе. В четверг состоялась внеочередная встреча в Торгово-промышленной палате Лидса с целью приема двух черкесских вождей, Хаджи Хасана Эфенди и Констана Оху Исмаела Эфенди, которые прибыли в Англию с целью установления торговых отношений между их страной и Англией. Было заявлено, что продуктами Черкесии являются главным образом кукуруза, скот и древесина; что сама страна, хотя и имеет морскую границу в 150 миль, не имеет больших городов; что нет дорог, иначе Россия давно бы покорила их; что правительство было в руках старших вождей, слово которых было законом; и что система владения землей передавалась от отца к сыну. Что касается Парижского договора, то утверждалось, что оно не может рассматриваться, как означающее правом собственности блокаду русскими Черкесского побережья, и поэтому были испрошены симпатии Англии к борющейся национальности».
The Royal Cornwall Gazette, Falmouth Packet, and General Advertiser. Friday, November 14, 1862.
Затем последовало второе обращение депутатов к королеве.
«31, Дьюк-стрит, Сент-Джеймс, 26 ноября, 1862.
За королеву королев, королеву Англии.
Прошение черкесов, которые, продолжая многолетнюю войну в своей собственной стране, теперь почти разорены и наполовину погибли, и которые, придя, чтобы броситься к ногам Вашего Величества, вашими министрами не допущены приблизиться к трону правосудия.
Мы, этим письмом, которое, по благословению Божьему, надеемся, взбудоражит глаза Вашего Величества, теперь говорим:
- Что мы - бедная нация, не желающая никому причинять боль, но не терпящая, чтобы кто-то причинял нам боль. Но что у нас есть враг, столь безжалостный и злой, а также гораздо более могущественный, чем мы, что жизнь животных более спокойна и счастлива, чем та, которую мы должны вести.
- Что эти притеснения обрушиваются на нас не потому, что мы причинили вред России, а потому, что Россия стремится навредить миру; и что такой народ, как мы, и такая страна, как мы, стоим у нее на пути.
- Что, вести против нас войну, она отправляет многих не только из собственного народа, но и поляков, и казаков, и других людей, которых она покорила, и поэтому она посылает самых смелых и лучших из них, чтобы либо уничтожить нас, либо быть уничтожены нами; и так ведя войну на Кавказе она имеет свою собственную территорию в повиновении.
- Что, ведя эту войну на Кавказе, она делает своих солдат, хотя и часто побеждаемых нами, доблестными воинами, чтобы в будущем они могли успешно сражаться против турок и народов Европы.
- Что если не остановить разорение нашего народа, чтобы русская власть сошла на юг, то будет такой же большой пожар между народами. Ибо тогда будет уже поздно приносить помощь, и огонь будет таким, что никто не сможет приблизиться.
- Что было бы очень легко остановить это зло, если бы в правительстве Вашего Величества или в любом из правительств Европы нашлись люди, которые не были бы друзьями России. Ибо мы не хотели знать, что Россия могла бы сделать против нас с оружием в руках на суше, если бы мы могли пересечь море, продать нашу продукцию и купить то, что необходимо для нашей обороны и нашего существования.
- Что пока Россия воюет с нами по суше, она воюет по морю с другими народами, потому что останавливает их суда и захватывает наши товары и наших людей на их борту. Это она может сделать только потому, что у нее есть друзья среди правительств Европы.
- Что мы научились этому за четыре месяца с тех пор, как высадились во Франции. Что мы нашли открытые сердца среди подданных Вашего Величества. Они везде говорили нам добрые слова, они смотрели на нас дружелюбными глазами, они обещали нам помощь, они знают, что мы подвергаемся бойне именно потому, что стоим между Россией и Индией. Так что мы узнали, что не народ Англии дружит с Россией и хочет уничтожить нас, а только правительство Англии. Поэтому мы не просим Ваше Величество посылать солдат и корабли воевать с Россией, ибо в этом нет никакой необходимости. Все, о чем мы молим Ваше Величество, это чтобы вы приказали своим министрам больше не дружить с русскими, и тогда ни у нас, ни у Османской империи не будет причин бояться России.
Восемь лет назад англичане и французы отправили войска на войну с Россией. Но войска отправились туда, где никто не должен был помогать, так что мы остались в конце так же, как и в начале - без всякой помощи. Не было оказано никакой помощи ни мрачным татарам, ни туркам, ни полякам. И тогда был заключен мир; и после этого наша торговля была остановлена, как и прежде, хотя в мире было написано, что должна быть свободная торговля в Черном море. Но если бы в этом мире было написано, что Россия больше не будет нападать на нас, то был бы покой для нас и для всего мира.
Наш народ жил в своих домах за много веков до того, как было услышано имя России, и до того, как турки и другие народы, населяющие теперь южные страны, пришли в эту часть страны, чтобы жить там. И этот народ послал нас в Англию, к великой и могущественной нации англичан, чтобы сказать им: «не позволяйте нам быть сметенными с земли в это время когда у вас будет великая сила. Не позволяйте нам быть уничтоженными диким народом, который является вашим врагом. И все, что нужно, чтобы предотвратить наше уничтожение, это чтобы ваши корабли и ваши торговцы пришли к нам и торговали с нами».
Это молитва, которую мы возносим Вашему Величеству, и мы оставляем это письмо здесь, собираясь вернуться к нашим соотечественникам в Константинополь. Ибо наши соотечественники в отчаянии от нашего долгого отсутствия. У нас нет другого ответа, кроме следующего: что министры Вашего Величества не услышали нашей молитвы и что подданные Вашего Величества желают нам хорошего настроения, ибо их сердца были с нами. Возможно, наш народ не будет отчаиваться и будет защищать себя до тех пор, пока Бог не коснется сердца Вашего Величества и сердца вашего народа.
Мы низложим наше почтение к ногам Вашего Величества.
Хаджи Хайден Хассан,
Кустар Огли Исмаел».
Ответ.
« Министерство Иностранных Дел, Декабрь. 12, 1862.
Джентльмены, я получил указание от графа Рассела заявить вам, что королева, обратившись к Его Светлости с прошением, которое вы адресовали Ее Величеству, должна лишь повторить свой прежний ответ, данный Ее Величеством, что правительство Ее Величества не намерено вмешиваться в военные действия между Россией и Черкесией.
Я, Господа, Ваш покорный слуга, Э. Хаммонд.
Хошт Хаджи Хассану Хайден Эфенди,
Кустаник Исмаелю Эфенди».
Стюарт Ролланд потом вспоминал:
«Результатом прошлогоднего визита черкесских депутатов в эту страну стало их возвращение с надеждой, несмотря на то, что правительство отклонило их обращение, в связи с тем, что они были приняты на многочисленных общественных собраниях. Однако эти встречи не дали никаких результатов. За исключением одного города - Шеффилда - ни копейки не было подписано, ни один человек, политический, торговый или доброжелательный, не сделал ни одного шага, чтобы помочь им в их борьбе с Россией или помочь себе в преодолении незаконных препятствий российских крейсеров и российских «правил» на пути нашей собственной торговли в Черном море».
Шеффилдская газета писала, скорее всего, об одной из последних встреч черкесских вождей:
«Хаджи Хасан Эфенди произнес несколько слов и сказал, что его соотечественники впервые пытаются общаться с внешним миром. Их присутствие означало настоящий крик бедствия, и они не покинули бы свою страну, если бы это не было так. Они возвращаются в свою страну с убеждением, что Англия их не забудет. Нынешняя борьба с Россией была для них вопросом жизни и смерти, и они надеялись, что народ Англии не позволит этой империи овладеть Черкесией.
Основной целью, как заявляют депутаты, является установление прямых и непрерывных коммерческих связей с Черкесией. Вожди заявляют, что им не нужна никакая другая помощь и что все зависит от английских судов, свободно торгующих на их берегах».
Sheffield and Rotherham Independent. Saturday, December, 27.
В начале 1863 года два черкесских делегата вернулись в Константинополь с обещанием комитета Билеса о коммерческом судне, которое будет оборудовано для Черкесского побережья.
«Черкесские делегаты, которые недавно были в Англии, теперь находятся в Константинополе, и к ним относятся с величайшим уважением и вниманием. Сам султан, чье душевное состояние в последнее время стало предметом столь многих тревожных телеграмм, был представлен Европе как не совсем в своем уме, просто потому, что он патриот, а не русский. Тема Черкесии действительно занимает внимание турецкого правительства - это правительство могло быть безразлично к тому, что происходит на Кавказе, только при условии, что оно состояло из негодяев и предателей. Каждый турок знает и чувствует, что завоевание Кавказа Россией означает разрушение Османской империи».
The Courier and Argus. Tuesday, January 27, 1863.
«Я узнал о том, что вернувшись из Лондона, депутаты были представлены Али Паше и то, что он их обязал отложить на некоторое время свое возвращение в Черкесию».
1863 г., не ранее января 27. - Записка переводчика русского посольства в Турции Аргиропуло посланнику Новикову об отношении черкесов к России и Турции.
В феврале 1863 года, вскоре после возвращения из Англии, Хаджи Хасан Эфенди, один из двух черкесских депутатов, сообщал Уркварту, что «он видел английского посла здесь (Булвера) и его личного секретаря, и они благосклонно смотрят на наше предприятие», а также посетил Великого визиря и министерство иностранных дел и что на это предприятие была образована комиссия, состоящая из одиннадцати человек и возглавляемая богатым черкесским купцом.
Прежде чем предприятие это осуществилось прошло больше полугода.
«А тем временем в конце октября 1863 г. на Вордане высадились приехавшие из Турции 30 горцев и 5 иностранцев (в числе их - поляк полковник Пржевольский и француз А. Фонвилль, Исмаил-бей Дзепш, сын Сефер-бея Зана - Ибрагим-бей, «предводитель натухайцев» Костан и друг.).
Приехавшие привезли с собою по одним данным - 4, а по другим - 5 нарезных пушек, ящики с ружьями, порохом, свинцом, снарядами и обмундированием, причем боеприпасов, будто бы, на 5000 человек. Все привезенное, как и иностранцы, было размещено в доме Исмаил-бея».
Лавров. Убыхи. Историко-этнографическая монография. 1937 г.
продолжение.