"Князь Серебряный", А. Укупник, К. Кавалерян. Ковёр.

Dec 02, 2024 15:55

image Click to view



В предыдущий пост вошёл клип "Blackbriar - Floriography", который является аллюзией на образ Офелии. Blackbriar больше 5 лет публикуют свои клипы, солистка группы внешне напоминает Офелию Милле, и от них ожидалось что-то подобное - хорошо, что они подошли к вопросу основательно и их результат оправдал самые оптимистичные ожидания.
Но для некоторых моих знакомых такая музыкальная трактовка Шекспира оказалась неожиданностью. Я даже не могу представить себе, сколько музыкальных произведений написано по мотивам шекспировской пьесы, но Википедия одних только опер «Гамлет» насчитала 10 штук.

В связи с этим возникло желание запостить отрывки из отечественного музыкального спектакля на псевдо-историческую тему.

"Князь Серебряный" А. Толстого, конечно же, историческое фэнтези, - даже не из-за налчия вымышленных персонажей, а в силу того, что всё правление Ивана Грозного сильно мифологизированно и по политическим мотивам освещалось династией Романовых очень тенденциозно: дикий Грозный в порыве безумия ушатал собственного сына палкой по голове, а прогрессивный Петр Алексеевич Романов провел тщательное расследование и казнил "гуманно" ...и далее в том же духе.
"Князь Серебряный" Толстого - это собственные субъективные представления автора о том, какой не должна быть власть какого-то абстрактного царя, не ограниченного в своих решениях ни экономической, ни  политической необходимостью.

Поэтому я не разделяю мнение критиков, которые посчитали, что Карен Кавалерян слишком сократил линию Грозного в пользу лирической любовной линии. Отечественный фильм по роману Толстого «Царь Иван Грозный», 1991 года, делал акцент на фигуре Грозного и сейчас выглядит очень наивным.

Из Википедии (11.2024):

«Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного» - исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины. Увидел свет в 1862 году на страницах «Русского вестника» (№ 8-10). Первое отдельное издание с «Предисловием» автора появилось в 1863 году. Один из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Подводит черту под ранним (вальтерскоттовским) периодом в развитии русского исторического романа.
В современных публикациях рассматривается как «первая в русской литературе попытка художественного исследования истоков, сущности, исторических и нравственных последствий абсолютной тирании».

Сюжет
В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Вопиющие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.
Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного Еленой, в которую влюблён главарь опричников Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж, и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает на войну, где погибает в битве с татарами.
Профессор В. И. Кулешов, отмечая слабость и мелодраматизм любовных сцен романа, в целом высоко оценивает мастерство Толстого-повествователя: «Сюжет романа мастерски скомпонован, развивается с захватывающим драматическим интересом, с переплетающимися нитями интриг, и каждая главка, обозначенная кратко, одним-двумя словами, имеет свою законченную тему и вносит свой вклад в повествовательное целое»
За чтение в Зимнем дворце в 1861 г. граф Толстой получил от императрицы Марии Александровны золотой брелок в виде книги, на одной стороне которой отчеканено славянской вязью имя «Мария», а на другой - надпись «В память Князя Серебряного». Страницы книги выполнены в виде золотых пластинок с крошечными фотографиями слушательниц.
В 1862 г. императрица высказала пожелание, чтобы издание романа сопровождалось иллюстрациями. Князь Гагарин посоветовал отдать заказ молодому художнику Шварцу, который и выполнил иллюстрации пером. С них были сделаны фотографии, послужившие основой для хромолитографий. Это был один из первых в России примеров использования фотографии книжными иллюстраторами.

Экранизации:

«Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1907)
«Князь Серебряный» (Российская империя, 1911)
«Царь Иван Грозный» (Россия, 1991)
«Гроза над Русью» (Украина и Россия, 1992)
Театральные постановки
1923 (7 декабря) - Театр Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, инсценировка С. П. Чернова и П. Н. Триодина, постановка силами артистов Свободной оперы С. И. Зимина
2023 - мюзикл театра Московская оперетта

"Князь Серебряный", А. Укупник, Карен Кавалерян.

Музыка: Аркадий Укупник
Либретто и стихи: Карен Кавалерян по мотивам одноименного произведения А. К. Толстого
Режиссер-постановщик: заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов
Балетмейстер: заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов
Художник: народный художник России Вячеслав Окунев
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец
Художники по свету: Александр Сиваев
Хормейстер: Станислав Майский
Дирижер: Константин Хватынец

image Click to view



image Click to view



image Click to view






Якоби (Якобий) В.И. 1836-1902. Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова. 1881. Масло, холст.
Орловский музей изобразительных искусств, Россия, г. Орёл, ул. Октябрьская, 29.

Этикетаж в музее (2021г.):
«Картина Валерия Ивановича Якоби написана на сюжет популярного в свое время романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» и является как бы иллюстрацией к начальным главам. Действие романа происходит во времена Ивана Грозного.
Князь Никита Романович Серебряный возвратился Москву из литовского похода. Пять лет он был в Литве, хорошо показал себя в ратном деле. Приехал - и прямо в дом боярина Морозова.
Но, уезжая в поход, оставил в Москве Серебряный невесту. Это была Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, убитого в казанском походе. Осталась она без отца и матери, а была на выданье - и нашла своего покровителя в боярине Морозове.
С открытым неподдельным радушием Морозов встретил князя, позвал жену попотчевать дорогого гостя. Тихо и плавно вышла Елена Дмитриевна с подносом на руках, не взглянув на Серебряного, поклонилась, как будто в первый раз видит его. Князь Серебряный не сводит глаз с Елены.»



Ковер с изображением сцены из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный».

театр, музыка, память

Previous post Next post
Up