В 2007 году, пока вся страна гадала, даже не о том, кто - Медведев или Иванов - станет преемником, а о том, будет ли преемник вообще, знакомый политолог заявил мне: «На третий срок Путин не пойдет». И обосновал: «Он любит не власть, а жизнь. А для жизни у него уже все есть». Давая в минувшее воскресенье
интервью телеканалам «Россия» и «Моя планета» сам Владимир Владимирович рассказал примерно о том же.
Объясняя журналистке, как он принимает решения, премьер-министр сообщил, что всегда думает о рядовых россиянах, поскольку чувствует с ними некое родство. «Я из простой семьи, и я жил очень долго этой жизнью, практически всю свою сознательную жизнь, за исключением последних 10 лет. Я жил как рядовой нормальный человек, и у меня всегда сохраняется вот эта связь. Она будет со мной на всю жизнь, я в этом не сомневаюсь», - поделился Путин. Также он рассказал, что до сих пор помнит, как его отец «ползал» на лестнице, выписывая показания счётчика», чтобы сэкономить копейки на оплате электроэнергии. Характерно, что сразу же после этого премьер признался, что сам он человек неэкономный.
Интервью было записано в Хакассии. Беседа проходила в бревенчатой избушке, на окнах которой висели кружевные занавески. На покрытом скатеркой столе стояли металлические кружки, из которых премьер и журналистка прихлебывали таежный чай, разлитый из эмалированного чайника. Идиллическая картина, мечта любого среднестатистического советского человека, привыкшего считать потраченные на электричество копейки.
О чем еще грезил такой человек? О том, чтобы превратить свое жилище в подобие дворца. Пока в отдельно взятой стране строили коммунизм, он строил подобие Тадж-Махала в отдельно взятой квартире. Иначе никак не объяснить всенародную тягу к увешиванию стен коврами и столь же массовую любовь к хрусталю. Причем хрусталь проникал в квартиры не только в виде фужеров и пепельниц, но и в виде пугающего размера люстр, по калибру больше подходившим Версалю, а не «двушкам» с потолками высотой 248см.
В девяностые счастливцы, которым удалось быстро сколотить первоначальный капитал, ошалев от собственного везения, стали в ближайшем Подмосковье претворять в жизнь мечту о личном дворце. С тех пор там «красуются» выстроенные из красного кирпича замки с башенками. В «тучные» нулевые ряды реализующих мечту о личном дворце пополнились гражданами, занявшими вершины бюрократической иерархии.
В книге «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами» американский публицист Фарид Закария приводит любопытные статистические данные о катастрофе «Титаника». Среди пассажиров первого класса погибли 70% мужчин, но были спасены все дети и 139 из 144 женщин (трое из пяти погибших дам добровольно предпочли умереть вместе с мужьями). «Джон Джейкоб Астор - по всеобщему мнению, самый богатый человек Америки на тот момент времени - пробился к шлюпке, но отказался занять в ней место, а только посадил туда свою жену, помахав ей на прощание», - пишет Закария. Во втором классе, которым путешествовали тоже весьма состоятельные люди, картина примерно такая же: 90% мужчин утонули, 80% женщин спаслись. Из кают третьего класса больше половины женщин и детей погибли.
То что в третьем классе мужчин спаслось принципиально больше, чем в первых двух публицист объясняет особенностями воспитания аристократов. «Ни одна женщина не окажется оставленной на борту этого корабля из-за того, что Бен Гуггенхайм оказался трусом», - сказал, уступая свое место в шлюпке, наследник горного магната. Нашим современникам в это сложно поверить, поэтому в фильме «Титаник» не нашлось места проявлениям аристократического благородства, зато вполне правдоподобно смотрится сцена, когда вооруженные матросы отгоняют от шлюпок плутократов, позволяя занять места в лодках женщинам и детям. Власть деградировала, утратила свой авторитет, резюмирует Закария. Сегодняшняя элита ничем не отличается от плебса, поэтому от нее и не ждут слишком многого.
Отвечая на вопрос о том, чувствует ли он «магию власти», Путин процитировал советскую поговорку «Власть, чтобы жить всласть». «Но чтобы «жить всласть», не нужно ездить много, встречаться с людьми, заниматься решением конкретных дел. Можно это переложить на аппарат, а самим получать удовольствие от своего положения», - уверяет он. В этих словах слышится лукавство. Возможность «заниматься решением конкретных дел», быть вершителем судеб уже сама по себе - «сласть». Что же касается материальных проявлений тяги «жить всласть», то после упоминаний о происхождении из простой семьи и об экономящем копейки отце, как-то особенно тяжело отделаться от мыслей о возводимом на берегу Черного моря дворце за $1 млрд, документы о строительстве которого, якобы, подписаны управделами президента Владимиром Кожином.