Не мой, но очень, очень похож! Вот зеленый трансформатор и платы вертикально - копия, но шасси у меня было гетинаксово-фанерное... А вот шлейфы-кабели как раз почти такие и были, разве что цвета не "точно такие". Спасибо С. Фролову за фото.
Продолжение исторического экскурса.
Предыдущая часть Очередной тигр подстерегал меня в виде внезапно подкравшейся необходимости «записать ПЗУ». Отчего «внезапно»? Ну, например, потому, что я не вполне понимал роль этого узла в компьютере. Точнее, считал, что это «... просто такие специальные микросхемы, их надо вставить в панельки, и все заработает!..». Накопив денег на три штуки, я пришел на поклон к своему дилеру. И, само собой, нарвался на вопрос - «а где прошивать будешь? Может, тебе сразу записанные, у меня есть, где прожечь!». Наученный горьким опытом, я буркнул: «Сколько денег?», и после ответа «Прошитая - 15 рэ, чистая - пятёрик!», гордо заявил «Да за чирик я сам прошью!». «Ну-ну», - покачал головой дядь-Кость, - «пионэр-герой... Приходи, если что». Ага, «приходи», 45 рублей - боль!
Лирическое отступление В каждом компьютерном устройстве есть микросхемы постоянной памяти - ПЗУ или ROM (постоянное запоминающее устройство, read-only memory). В них, как правило, записан микрокод, запускающий и настраивающий девайс при включении. В современных компах это «bios», иначе говорят «прошивка», «firmware». Тогда это называлось тоже «прошивка» - в «Радио-86РК» их было две, собственно «биос» - «монитор» и знакогенератор (таблица символов). Их надо было записать в микросхемы к573рф2, в журнале приводились распечатки, но как - я не знал. Более того, я не сразу понял вообще, что это такое - «прошивать пэзэуху», но когда понял, мне стало и страшно, и грустно: устройство-программатор меня просто пугало. Где его взять? Что это такое? Сдуру спросил у отца, выслушал очередную нравоучительную тираду о том, что «надо читать книги», был допрошен с пристрастием «где я это вычитал», выкрутился, принеся журнал со статьей про музыкальный звонок на РТ5, был осмеян и отпущен восвояси, как лодырь, который неспособен даже простейший детекторный приемник собрать, а туда же! Пришлось, как обычно, топать в библиотеку... просвещаться. Просветился. Стало страшно совсем. Надо было искать выход. Или «зашитые» микросхемы.
Меня заклинило на слове «программатор» - оно звучало неимоверно круто. В библиотеке я узнал, что такое «перепрограммируемые микросхемы», с электрическим и ультрафиолетовым стиранием. О стирании я не думал, а вот о записи... Дело в том, что в январском номере вышла статья о Бейсике, а в мартовском - о том, как его поместить в ПЗУ. Чтобы не загружать с магнитофона. Мне показалось это неимоверно крутым: чтоб включил комп, рраз! и бейсик! Как-то не знал я тогда слова «ROM-диск». А MSX видел только уже загруженными. Забегая вперед - да, я сделал это. В 1987 году, ближе к зиме - пришли заказанные почтой через Посылторг микросхемы. Сама схема «ПЗУ для Бейсика» была простейшая, были бы панельки.
Решено: нужен программатор! Сам зашью ПЗУ!!! В умных книгах было написано, что промышленные программаторы - по сути, те же компьютеры, ну или приставки к компьютерам. В журнале тоже сказали: «Лучше найдите компьютер с программатором, если есть возможность!».
То есть, чтобы записать ПЗУ - нужен был компьютер.
Чтобы запустить компьютер, и пристегнуть к нему программатор, нужно было записать ПЗУ.
Замкнутый круг, и выхода, казалось, не было. Но на самом деле он был, все время был, прямо перед глазами - в каком-то из альманахов «Микропроцессорная техника и ЭВМ» я встретил упоминание о «ручном программаторе», и в мозгу что-то щелкнуло. Я бросился домой, и начал лихорадочно рыться в журналах за 1986 год.
Есть!!! Оно!!! В номере 10/1986 была и схема, и описание ручного программатора ПЗУ для Радио-86РК, с указанием, что «... конструкцию не следует собирать в корпусе, поскольку она потребуется всего один раз - в дальнейшем радиолюбительский компьютер будет оснащен универсальным программатором ППЗУ...». Надо ли говорить, что я тогда по незнанке даже не обратил на это внимания? Разумеется, я немедленно начал воплощать в жизнь сей дивный прибор! Я его сразу упростил: от идеи использования корявой к573РФ1 я отказался, мне нужно было программировать только РФ2 и РФ5, которые имели одно напряжение питания. Кстати, вот тут-то и пригодился уже собранный блок питания к будущему РК: на обмотках его трансформатора нашлось напряжение ~27В, которое я с легкостью переделал в +25В, необходимое для программирования «эрэфок» (27с16 по-новому). Потом мне это напряжение сослужило очень толковую службу, кстати.
Ручной программатор. Схема принципиальная.
А собрал я этот программатор в корпусе того самого звонка из конструктора «Старт». Точнее, из двух конструкторов: транзисторов и резисторов там было дофига, порезать печатный монтаж и посоединять все проводочками было проще простого. Плату индикации и управления вытравил, на ней как раз были тумблеры, светодиоды и транзисторные ключи. От неё шел толстенный кабель (из какой-то платы выпаяный) к модулю с панелькой. Выглядело это, как панель управления в самолете. А какой кайф был от клацанья этим всем!
Это не мой, этот я нашел в Интернете, и он сильно проще, для других микросхем. Всего 8 разрядов адреса, 4 данных. Но мой конструктивно был очень похож - тумблеры, кнопки, светодиоды... Представить можно.
То же, но сзади. Тумблеры у меня были такие же, как тут, снизу - из микриков.
...микросхемы «Монитор32» и «Знакогенератор» я прошил на нем. И поверьте, это было непросто - я на этом выучил на память перевод из двоичной в восьми- и 16-ричную системы счисления. Стирать ПЗУ было нечем, так что записать надо было сразу, и без ошибок. Ааа, вспомнилось! Я ошибся в знакогенераторе, и потом меня долго преследовала косорылая буква «H» - перешить знакогенератор мне было всё не ко времени.
Лирическое отступление Упомянутые мной ПЗУ были УФ-стираемыми. На микросхеме было окошко, через которое нужно было светить особой лампой, после чего микросхема «обнулялась» - стиралась. Увы, такой лампы у меня не было, и стереть память долго не удавалось - я их и на солнце клал, и «синей лампой» светил... Всё было до фени. УФ-стиралку я увидел лет пять спустя, когда работал в одной шаражке, а о том, что в поликлиниках есть УФ-стерилизаторы, я и понятия не имел. Но! Я таки научился стирать ПЗУ! Та же фотовспышка «Луч-70» выручила. Случайно: я фотографировал запоротую микросхему макросъёмкой, на цветную пленку (хотел освоить, да не осилил, остановился на слайдовой - см. фото в начале статьи), и потом обнаружил, что информация изменилась! Остальное было делом техники: самодельный генератор, делитель частоты, ключ на транзисторе, герконовое реле на 5В и коробка из-под обуви, на крышке которой я прикрепил оба излучателя. Они исправно «клацали» каждые 10 секунд (вроде), и за ночь прекрасно стирали записанное. Но это было уже в 1988 году, и пользовался я им очень редко: жалко было вспышку. Тем более, что тогда же, в 1988, я освоил радиорынок системы «Космодром» - к слову, с него я начал собирать второй ПК, «Специалист»: хотелось цвета и графики. И ПЗУ уже покупались записанные, чаще всего, и стирать можно было там же, на базаре. Ждать только неделю, а так ничего военного.
Кайф кайфом, но, простите, если бы я знал, что это такое - набрать тумблерами 3072 байта (на каждый - 11 адресных, восемь данных, один питание и еще кнопку нажать 3-4 раза), я бы, наверное, испугался. Но я не знал, что это сложно. Да, кропотливо, но после разводки трёхсот с лишком соединений, сверления 600 с лишним дырок и всего прочего - ХА! Я бог, от меня сияние исходит. Фигня, подумаешь, недели две... клац, клац, прррр... клац, клац, клац, клац, прррр.... О, тут только адрес меняем, клац-клац-пррр... мля...прррр.... блин.... пррр... О! Прошилось!!! Представляете? Или нет? Ну, тогда для понимания вот, эта самая прошивка. Одна, самая маленькая. Знакогенератор, на 1024 байта. Слева - адрес (хххх), справа - данные (хх), в первой строчке первый байт «0000», последний - «000F». 16 штук.
Все ясно? Поехали!
- Адресные тумблеры - [0000h] - «все вниз» (000 0000 0000),
- тумблеры данных -[FF] - «все вверх» (1111 1111),
- кнопку тыц...
- Ой, питание!
- Тумблер питания «клац»,
- кнопку «тыц»,
- светодиоды все горят? Ок!
- Тумблер питания «клац».
Фуух, первый байт прошили, осталось всего 1023, следующий! - Адресные тумблеры - [0001h] - [000 0000 0001],
- тумблеры данных - [FF] - «все вверх» (1111 1111),
- Тумблер питания «клац»,
- кнопку «тыц»,
- светодиоды все горят? Ок!
- Тумблер питания «клац».
Второй байт готов, третий делаем, осталось 1022... поехали!
Заценили? Я вот сам пишу, сам читаю, сам ужасаюсь. Это был я??! Почему с ума не сошёл? Или ..? Н-дааа, дела... Но ведь прошил! А вообще-то в голове сейчас полная ясность, не то, что тогда. Сейчас бы всё это делал «сиськи-масиськи», упорядоченно и по четкому плану. Строго по журналу: схема-плата-БП-программатор-микросхемы-прошивка-сборка-отладка-клавиатура-запуск-УРА! А тот год у меня был просто каша какая-то, то блок питания клепаю, то клавиатуру пакую, то плату рисую. То в библиотеке «Микропроцессоры и ЭВМ» штудирую, то за станком орудую токарным, то по магазинам и почтам бегаю, то лобзиком орудую, то в фотолаборатории сижу... еще и успевал на велосипеде гонять, и за город в походы выбираться... человек-осьминог какой-то. Сам от себя в шоке.
Впрочем, хаос рано или поздно превращается в космос, и за всем этим дурдомом незаметно закончилась практически вся эта история. За лето я таки собрал все в кучу (последней была установлена самая дорогущая микросхема, К580ВГ75А) и подключил к телевизору компьютер. И, разумеется, почти безрезультатно, хотя на пару секунд увидел вожделенное приглашение
«-->».
Потом оно исчезло, и я, обрадованный, погрузился в настройку. Сделал тест-ПЗУ, модуль пошаговой отладки, изготовил «логический пробник»... Как всегда, виной были «дохлые» микросхемы памяти, глюкавый генератор и микротрещины на плате, пришлось выпаять и выкинуть часть панелек, прошнуровать плату проводочками...
Не "подушка", но тоже хватило колупаторства.
И он заработал! В очередной раз, проверяя, что изменилось после моих корректировок, я обнаружил, что на экране именно то, что я ожидал увидеть год с хвостиком. Первые минуты я просто сидел и таращился на никуда не исчезающую надпись .
Зеленую такую, четкую надпись.
И с трудом верил, что мне это не мерещится. Я легонько потыкал пальцем в плату компьютера: надпись не исчезла. Я нажал кнопку «Сброс»: картинка мигнула, надпись снова появилась.
Тогда я взял в руки некрасивую клавиатуру, и дрожащими руками ввел первую в своей жизни системную команду:
-->DFF00,FFFF <ВК>
РК исправно вывел на экран содержимое «хвостика» ПЗУ.
И я стал счастлив.
На дворе был второй день августа, до школы оставалось еще почти месяц отдыха, до дня рождения и магнитофона - почти полтора месяца.
От начала работ прошло немало времени: ровно год, месяц и неделя. По слухам, у других (взрослых, ессно) этот процесс занимал не более месяца, слышал и про «за неделю». Пусть так, я верю, но - и у меня был свой собственный компьютер.
Персональный. Радиолюбительский. КОМПЬЮТЕР.
Ни у кого из моего досягаемого окружения не было.
Впереди было изготовление Настоящего Программатора, ROM-BASIC, программирование на Ассемблере и Бейсике, и много-много другого, интересного и увлекательного.
Но пока - цель была достигнута, и я предавался сибаритству: пробовал вводить простенькие программы из журнала, «вешал» процессор безграмотными кусочками в кодах... Шедевром того времени была «программа», которая читала символ с клавиатуры, записывала его в память, и выводила на экран целую строку. Например, «ПРИВЕТ, СЕРГЕЙ». Так что обучение пошло вперед семимильными шагами, ну и, само собой, появился стимул творить дальше...
Лирическое отступление. Последнее!
Ха-ха-ха-ха! Разумеется, я показал родителям троды плудов. И, разумеется, они незамедлительно приписали все заслуги себе: мать радостно побежала рассказывать всем своим подругам и (не-подругам) о том, какой у неё умный сын - «Да, сам собрал компьютер! Очень умный мальчик, конечно же, заслуга родителей, я даже не стесняюсь это сказать, мы же ему столько внимания уделяем, и отец на таком серьёзном предприятии работает, и я университет закончила, сложнейшая специальность, математик-программист...».
А отец... Он, конечно, не похвалил (что было мне уже безразлично), и сказал очередную гадость типа «ерундой занимаешься вместо того, чтобы учиться» (пропустил мимо ушей). Но как-то на кухне я услышал, как мать пела ему дифирамбы: «Это он от тебя научился, это же у тебя он детали брал, да? Какой ты молодец, умничка!».
И он принимал это брехливое «признание заслуг» с благосклонностью, более того: разводил свою любимую демагогию, в которой «Правильный Он» и его любимые «Всезнающие Мы» Побеждали, Помогали, Доставали, Учили и Руководили.
Выходило с его болтологии так, что компьютер вообще собрал не я, а он, я через плечо заглядывал, И ВОТ ЭТО было очень обидно.
Но я думаю, у него где-то шевелилась совесть: как-то в воскресенье он притащил мне ламповый осциллограф С1-22 - древний, как бивень мамонта, и тяжелый, как вагон угля, но для меня это был просто чудесный дар - он работал до 5 МГц. А чуть позже - трансформаторный блок для радиомонтажника, на 6 и 36 вольт, с соответствующими паяльниками - после моего 40-ваттного «дрына» это был реально клад (ну, как современная паяльная станция). То, что все это было ворованным, и ни копейки ему не стоило, меня не смущало: я об этом просто не знал. Почему ему, родному отцу, было так жадно купить для меня хоть что-то, я не знаю до сих пор, зато фразу «... тебе все купи, купи... Купило притупило!» я быстро зазубрил. А даже если бы знал, то не удивился бы: после «школы» дядь-Кости я уже знал, что «несли» все.
По факту, если быть беспристрастным, то вот это и был его вклад в моё развитие, как радиюлюбителя-«цифровика». Позднее я купил себе прекрасный вольтметр В7-35, чудесный мультиметр Ц4342М, осциллограф С1-94... Но это было уже после 90-х, в «синклеровскую» и «аоновскую» эпоху.
А в ближайшем к 1987 году «потом» было море всякого нового и интересного: и магнитофон к ДР, и кассета с Бейсиком, Ассемблером и Дизассемблером (прощальный подарок дядь-Кость, «ну, кассета чирик, сам понимаешь, а остальное тебе в подарок! Заслужил, пацан! Так-то она четвертак стоит, чтоб знал. Перепиши и продай, с наваром будешь!»), и первые программы, и программатор, и ROM-диск... и многое-многое другое...
кстати, да! Посылторг жеж! В октябре пришла посылка оттуда. Там были две ВВ55, две ВГ75, две ГФ24, четыре ПЗУ к573рф2, и что-то еще ценное, не помню, но пригодилось (ВГ75 я не спалил ни разу, а вот ППА ВВ55 горели у меня, как семечки, пока не научился защищать порты оптронами, транзисторами и дешевой логикой).
Словом, счастье было. И даже то, что отец вскорости в очередной раз на несколько лет исчез из моей жизни, поругавшись с матерью, ну никак не омрачило радости - мне было, чем заняться, и жизнь моя была исполнена смысла.
Вот так собрался мой первый компьютер. Вспомнилось, как живое... и, что самое главное - теперь я знаю, с чего начать, и как двигать Возрождение. Что и воспоследует в следующих постах. И да: они будут неизмеримо короче.
Продолжение