Nov 12, 2011 21:34
После просмотра, так сильно возбудившей общественность, ленты Звягинцева "Елена", я был несколько озадачен, если не разочарован. Дело здесь не в киноведческом рассмотрении картины, в этом ключе уже высказались те, кто имеет подходящую оптику для анализа. Я же приуныл в эмоциональном плане и даже эстетическом. Конечно для небольшого круга синефилов, кино может быть предметом для аналитического понимания послания режиссера, эти люди априори готовы воспринимать символы и метафоры и другие механизмы передачи смысла, но вот как быть с массовым зрителем. С кем общается, дискутирует посредством своего творчества Звягинцев... не думается, что только с западной аудиторией или с узкой прослойкой интеллектуалов российского производства. Когда Тарковский снимал свое непростое для понимание кино, он целил в массы или в единицы? Когда обычный человек вступает в коммуникацию с себе подобным, он избирает ту систему передачи информации, которая удобна ему, но и подходяща противной стороне и именно в этом мне не нравится подход Звягинцева. Высушенное до одного визуального качества, ущербное в вербальном, кино Звягинцева, как картина, как рисунок на стене тронет не всех. Избирательность и односторонность в средствах может быть и есть фишка его подхода, но ведь фильмы этого режиссера ожидаемы зрителем как приглашение к диалогу о насущном. Ну хорошо, я артикулирую свое неудовольствие в тот упрек, что для обозначения проблемы, ее нужно описать как можно более ясно или хотя бы дать ключи к пониманию. В нашей стране чертова уйма проблем - но почему же они не решаются, они ведь непосредственно видны или делаются видимыми через специальных людей. Народ видит, да да, именно что видит их и что? он их не понимает или не хочет, не может, короче, канал этот не работает и тут Звягинцев решает "показать" этим "зрячим" массам свою позицию непосредственно касающуюся их существования. На что же он надеялся... что его картина окажется более пробивной, чем новости на первом канале... вполне ясно, что западный зритель увидел в этом свои несовершенства, а наш обыватель свои, но это не заслуга Звягинцева, такой широкий отклик можно было бы вызвать и более простым образом - одной фразой - мы в жопе, а в какой каждый решит сам.
кино