Nov 20, 2007 04:28
Из беседы Людмилы Смирновой с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым 14 февраля 1996 г.
"Л. С.: Дмитрий Сергеевич, вы смотрите на фотографии людей, которые жили в начале двадцатого века, отличаются ли они от тех людей, которые окружают вас сейчас?
Лихачев: Очень. Я даже не могу сказать, чем они отличаются. Это какая-то другая генерация. Совершенно другая. Ну, во-первых, было гораздо больше интеллигенции, и поэтому на улицах вы встречались с совсем другими людьми. Даже рабочие были другие... Допустим, была возможна забастовка учителей, но как бы они ни страдали, скажем, от низкой заработной платы (это уже в начале революции), но бросить детей, школьников для них было невозможно. Так же, как забастовка врачей. Это была совершенно невозможная вещь. И это видно по фотографиям, потому что дело не в том, красивее они были или некрасивее, они были добрее, вежливее, воспитаннее.
Слово "воспитанность" у нас сейчас исчезло, а тогда различали людей воспитанных и невоспитанных. Если кто-то грубил, про него говорили: "Ну, что от него ожидать? Невоспитанный человек". А воспитанность была независимо от общественного положения... У меня до сих пор сохранилось отрицательное отношение к "шутам" (их называли шутами) - к людям, которые говорят небрежно, цедят слова, не уважая своих собеседников...
Так что публика и на улице отличалась. Во-первых, все были прилично одеты. Вот эта мода на такое разгильдяйство в одежде появилась недавно, лет тридцать тому назад, когда появились хиппи, но тогда это считалось неприличным. Каждый старался одеться чисто. Скромно, может быть, не по моде, но чисто. Было уважение к себе и уважение к окружающим.
Л. С.: Независимо от сословия?
Лихачев: Независимо от сословия".
Еще фрагмент:
"...Достоевский был прихожанином церкви и встречался с моим дедушкой несомненно, потому что дедушка должен был с блюдом обходить прихожан и собирать деньги на содержание храма, на масло, на свечи, на расходы по отоплению. Целая шеренга служителей церкви обычно двигалась, и молящиеся разделяли деньги и понемножку клали на каждое блюдо. Это, между прочим, не было проявлением поповской жадности, как старались изобразить антирелигиозные люди. Если ты прихожанин церкви, то надо было жертвовать материально... Это входило в его религиозный христианский долг, в его послушание".
Из воспоминаний дочери Дмитрия Сергеевича:
"Папа выделяет несколько свойств интеллигента. Во-первых, умственный труд, во-вторых, «умственная порядочность», в-третьих, интеллектуальная свобода - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигент только от своей совести и от своей мысли. И наконец, интеллигента отличает непобедимое чувство собственного достоинства.
Папа имел строгий характер. В доме он и мама создали большой порядок они никогда не выходили к завтраку плохо и неаккуратно одетыми: папа всегда был в галстуке, мама в платье, никогда - в халате; вставали рано, и я их успевала накормить завтраком перед уходом в музей; после этого он садился заниматься. В доме всегда был обед".
Дмитрий Сергеевич словами его внучки:
"Интеллигентный человек обязан вести дневник. Разговаривать по телефону можно только по делу и не дольше двух минут. Автоответчик - абсолютно неприличное изобретение. Дети за столом должны молчать, только если к тебе обращаются, нужно ответить. Спорт и танцы - бессмысленная трата времени. Главное - самообразование, нужно много читать. Интеллигентный человек должен в течение жизни собрать хорошую библиотеку по специальности. А еще дедушка говорил: «Занимайся музыкой больше, я так жалею, что меня не учили играть на рояле. Молись на ночь и крести подушку, читай «Отче наш»..."