Началась все-таки жара, и внезапно, хотя предыдущие два лета я утверждала, что отлично к ней отношусь, я от нее сразу же устала. На выходных утомилась так, что еле вышла на работу.
В субботу была на лекции о белградской моде. Лекция была не то чтобы слишком утешительная, мы просто с шутками и прибаутками убедились в том, что все тлен, моды нет, заказывать онлайн - полная лотерея, не только с размерами, но и пошлиной, которая считается по настроению таможенника, и надо, наверное, осербиться и ходить в телесных лосинах. Но, как сказала стилист Янина, осербиться мы тоже вряд ли сможем после десятков лет без нарядов и кудрей. Ибо стандартная белградская женщина перед любым мероприятием делает шминку, локоны, надевает каблуки и платья в стразах - иначе зачем вообще идти на мероприятие?
Тут мне страстно захотелось музыки, и я полезла на сайт Филармонии, чтобы послушать какого-нибудь Гайдна или Брукнера. Ничего такого не было, но внезапно нашлись последние два билета на «Мадам Баттерфляй». В Филармонии? - удивилась я. Но быстро решила, что это, наверное, какое-то скромное концертное исполнение. Потому что Филармония здесь (очень хорошая, кстати!) в зале, напоминающем зал ДК Сельского хозяйства в Шушарах.
Пришли - а там почти никого в шминке, вследствие жары (видимо) практически не видно каблуков, хотя многие в нарядах, даже и с какими-то рукавами-буфф и тройными пышными юбками. Но главное - нам немедленно стали попадаться толпы нашминканных актеров! Японок в кимоно со страной восходящего солнца на лице и страшных самураев с нарисованными шрамами. Все они толкались в фойе. Я быстренько схватила красный бумажный веер, прилагавшийся к опере, а также программку, где с удивлением узнала, что петь будут разные звезды из оперных домов Дортмунда, Перми, а также Нью-Йорка в лице Метрополитен-опера.
И что я вам хочу сказать? Это была одна из лучших опер в моей жизни! Сидели мы на балконе, и сцена была под нами метрах в пяти. Чтобы разглядеть эмоции на лице мадам Баттерфляй, не нужен был бинокль. Оркестр было слышно, как будто бы он у нас дома в гостиной. Хору не было места на сцене, поэтому они постоянно выстраивались или в проходах в партере, или забирались на балкон и стояли у нас за спиной. Было немного тревожно, потому что прямо за нами были нагромождены какие-то ящики, и хористы в своих японских халатах постоянно за них цеплялись и спотыкались, но в итоге все справились. Главный гонг, тот, по которому обычно в опере делают один самый мощный «буммм», не поместился на сцене тоже, и стоял на выходе с балкона, прямо за дверью. Там же были пристроены какие-то небольшие декорации, которыми впоследствии махали у нас над головой. Мы как будто бы оказались прямо в центре самой оперы, не здания, но представления! Эдакий иммерсивный спектакль.
Хлопали в конце так, как я тоже до этого не слышала. Зал начал орать и топать еще на выходе хора, на второстепенных персонажах набрал звук, а на мадам Баттерфляй и служанке все уже вскочили с мест и дружно улюлюкали, разбивая ладони в хлам.
Выходим с балкона - а чернокожий Шарплесс фотографируется со всеми желающими. Ну, я тоже сфотографировалась! Говорю: «Простите, но обычно артисты где-то спрятаны, не могу упустить такой шанс!» Тем более они все так хорошо пели.
И Филипп одобрил. Сказал: «Мы проходили эту оперу на музичкой культури. Я думал, будет скучно, а нет! И еще думал, что петь будут, как в прошлый раз в Травиате, а тут гляди-ка что!»